Нейропсихолог. Гештальт-терапевт
«Ежедневно, изо дня в день, я сталкиваюсь с твердым убеждением родителей: «Я делаю недостаточно для своего ребенка!» – рассказывает нейропсихолог Центра «Тоша&Со» Любовь Александровна Кяргинская.
И совсем не важно, решаются ли родители произнести вслух эту фразу, или только думают про себя, но эта фраза «считывается, как бегущая строка».
И сколько бы мы, педагоги, не рассказывали родителю о достижениях и прогрессе, о перспективах и о необходимости «быть в ресурсе», родитель изводит себя самоедством, а близкие и друзья лишь «помогают» ему в этом.
И сколько бы мы, педагоги, не рассказывали родителю о достижениях и прогрессе, о перспективах и о необходимости «быть в ресурсе», родитель изводит себя самоедством, а близкие и друзья лишь «помогают» ему в этом.
Часто на своих консультациях я привожу мамам метафору, в которой сравниваю наш родительский инстинкт с инстинктом трудолюбивых пчелок, которые неутомимо готовы собирать нектар, не жалея себя, не взирая ни на какие условия. Наш родительский инстинкт подталкивает нас вперед, заставляя брать одну высоту за другой. Но голос, который нашептывает «Я делаю недостаточно», все никак не дает насладиться радостью победы. И не успев взобраться на одну вершину, мы спешим дальше – на лице тревога и недовольство собой – «Я делаю недостаточно!».
И что в итоге? В итоге ребенок изо дня в день видит лица родителей «в тревоге». Особенно тревога усиливается, когда родители собираются с ребенком «заниматься». Ребенок не понимает причину, но очень быстро связывает «усиление тревоги» и «заниматься» воедино. Стараясь уберечь родителей от этой беды, ребенок быстро находит выход – «Давай не будем заниматься вообще!» и всячески саботирует родительские попытки, порой ввергая родителей в настоящее отчаяние!
Маленькая подсказка! Когда устали, мысленно замените слово «надо» на слово «хочу». Например, «я хочу сегодня позаниматься со своим ребенком». Согласитесь, звучит лучше, и тревога идет на убыль.
Дорогие родители, помните: невозможно все-все знать, невозможно везде «соломки настелить»! Ни в одной области! Ошибаться можно! Уставать можно! Если вы не в ресурсе – найдите возможность отдохнуть, а не позаниматься «через не могу».
И что в итоге? В итоге ребенок изо дня в день видит лица родителей «в тревоге». Особенно тревога усиливается, когда родители собираются с ребенком «заниматься». Ребенок не понимает причину, но очень быстро связывает «усиление тревоги» и «заниматься» воедино. Стараясь уберечь родителей от этой беды, ребенок быстро находит выход – «Давай не будем заниматься вообще!» и всячески саботирует родительские попытки, порой ввергая родителей в настоящее отчаяние!
Маленькая подсказка! Когда устали, мысленно замените слово «надо» на слово «хочу». Например, «я хочу сегодня позаниматься со своим ребенком». Согласитесь, звучит лучше, и тревога идет на убыль.
Дорогие родители, помните: невозможно все-все знать, невозможно везде «соломки настелить»! Ни в одной области! Ошибаться можно! Уставать можно! Если вы не в ресурсе – найдите возможность отдохнуть, а не позаниматься «через не могу».