Нейропсихолог. Клинический психолог
Советы нашего нейропсихолога Ульяновой Анастасии по развитию речи:
Развитие речи требует значительных усилий от ребенка. И поэтому часто причина, по которой ребенок не говорит, банально заключается в том, что родители, чаще всего мама, сами создают такую среду, где речь ему просто не нужна, и у ребенка нет никакой мотивации прикладывать усилия для ее развития. Давайте вспомним распространенные примеры: ребенок может показать пальцем, может помычать, может расплакаться — и вот, мама уже поняла, что нужно ее малышу и тут же выполняет все его желания.
Действительно, зачем же говорить, если тебя и так понимают без слов?⠀
Родителям можно порекомендовать использовать «метод провокации», с помощью которого они будут «вызывать речь» у своего ребенка. Приведу пример: дайте ребенку выбор: «Скажи, тебе дать это или это?».
Когда ребенок просит Вас что-то ему дать (игрушку, конфету и т.п.), обязательно попросите его назвать то, что он хочет, а не просто ограничиться указательным жестом. Так и говорите ребенку, что не понимаете, чего он хочет: «Назови, я не понимаю».
Также сверхконтроль и гиперопека со стороны мамы ограничивают развитие таких важных функций головного мозга, как регуляция и произвольность.
Не стоит также забывать и про коммуникативную функцию речи. Социальная среда, общение ребенка с группой сверстников необходимы для неговорящих детей.