Сурдопедагог
Что такое общение? Узнаем вместе с нашим сурдопедагогом Ириной Кондратюк.
Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов.
Но коммуникация — это не только слова
Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.
К сожалению, не все дети с нарушением слуха могут в полной мере использовать речь, и тут следует предоставить в их распоряжение тотальную коммуникацию, чтобы ребенок мог общаться с окружающими, чтобы мог объяснять свои желания.
В нее входит устная речь, воспринимаемая зрительно и слухозрительно, письменная речь, дактилология, естественные и специальные жесты, мимика, карточки, фотографии и др.
При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребенка и особенности его развития.
Данная коммуникация может:
- быть необходима постоянно;
- применяться как временная помощь;
- рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Тотальная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию.
Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развития понимая и появлению вербальной (звуковой) речи.
Требования к символам системы дополнительной коммуникации:
- Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.
- Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, класть в коробку — доставать из коробки).
- Лица и предметы, изображенные на фотографиях, должны быть знакомы ребенку.
- Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребенку.
- Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.