Сурдопедагог. Логопед
Заметка нашего сурдопедагога Натальи Самариной.
Неречевой слух — это один из первых факторов, влияющих на речь и развитие малыша. Если ребёнок умеет сосредотачиваться на звуках окружающего мира, на бытовых шумах — это даёт возможность ребёнку сосредотачиваться и на речевых звучаниях.
Через неречевые звуки формируется способность ребёнка слушать и слышать окружающие звуки.
При развитии неречевого слуха у ребёнка с нарушенным слухом очень важно соблюдать этапность:
- обучение различению бытовых шумов, затем звуков окружающего мира;
- выработка условно-двигательной реакции на звук;
- обучение различению на слух звучащих игрушек и определение характера звучания (тихо-громко, высоко-низко, слитно-прерывисто, быстро-медленно);
- обучение определению направления источника звука;
- обучение восприятию музыкальных звучаний и их различению.
Дома с детьми можно поиграть в следующие игры:
- «Есть ли звук?» Берём 2 баночки из-под витаминов. Они не должны быть прозрачными. Одна пустая, вторая — с наполнителем. Шумим и просим отгадать, есть звук или нет.
- «Найди пару». Собираем несколько пар звуковых шумелок. Это могут быть разные наполнители (соль, горох, мелкие камешки, крупа и др.). Просим ребенка найти пару сначала самому, прослушав все баночки. Затем взрослый берёт по одному звуку из каждой пары и гремит. Задача ребенка — подобрать из своих баночек точно такой же звук и пошуметь им (найти пару к звуку взрослого).
- «Собери ряд». Взрослый составляет ряд из баночек в любой последовательности. Задача ребёнка послушать и собрать из парных баночек точно такой же ряд.
Также очень важно обращать внимание ребёнка на звучание бытовых шумов, звуков окружающего мира (звук стиральной машины, пылесоса, автомобиля, звук кипящей воды в кастрюле, шум ветра, дождя и др.).