Нейропсихолог. Клинический психолог
Спросили нашего нейропсихолога Анастасию Ульянову, для чего на диагностике нейропсихолог обязательно тестирует уровень пространственных представлений? И как формируются пространственные представления?
Если говорить просто, то примерно так:
Сначала формируется пространство собственного тела, затем пространство комнаты (окружающее пространство) и только потом формируется пространство листа.
Сейчас школы раннего развития с 3 лет начинают обучать ребенка письму и чтению (это уже пространство листа, хотя по возрасту должен идти более ранний этап), ну не готов мозг к такому. Важно пройти определенную последовательность, иначе получается, что у ребенка нет фундамента, базы, основы, а ему уже «крышу» строят.
Что делать ?
Начнем с простых упражнений на развитие пространства собственного тела, которые доступны для выполнения с ребенком дома. Включаем в словарь такие понятия как право/лево/верх/низ уже с малышом.
Упражнение «Фитбол»
Кладем ребенка на живот/на спину, качаем и проговариваем в какую сторону качаем, если ребенок старшего возраста, то качает взрослый, а направления проговаривает сам ребенок.
Упражнение «Прищепки»
Взрослый на ребенка вешает прищепки, желательно, прикреплять не только на одежду, но и на кожу. Далее ребенок снимает с тела и называет откуда он снял («Я снял прищепку с правой ноги», чем больше направлений сможет сказать ребенок, тем лучше «Я сняла прищепку сзади с середины спины» и т.п.). Если ребенку сложно или он пока не говорит, то он просто снимает, а взрослый комментирует. Как вариант усложнения этого упражнения — выполнение с завязанными глазами.
Упражнение «Дотронься до»
Выполнять лучше всего сначала лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не перекрещиваются. Взрослый произносит инструкцию вслух, например, «Подними правую руку». По мере возможности усложняем, просим: «Дотронься левой рукой до правого уха» и т.п. Как вариант усложнения — завязать ребенку глаза.