Заметки Тоши: Понимание скрытого смысла в коротких рассказах

Заметки Тоши: Понимание скрытого смысла в коротких рассказах

Заметки Тоши: Понимание скрытого смысла в коротких рассказах
29 марта 2023

Наш сурдопедагог Ирина Кондратюк — кладезь идей и знаний. Обязательно попробуйте с детьми такой вариант работы.

Короткие рассказы можно найти или придумать самим, но в этом случае необходимо очень четко «простроить» градацию усложнения структуры скрытых смыслов, возрастную соотнесенность и саму процедуру предъявления с последующим анализом деятельности ребенка. Такие рассказы рекомендованы детям от 5 до 10 лет. Они предъявляются детям на слух с обязательным учетом особенностей слухоречевого запоминания, а в ряде случаев (при суженном объеме слухоречевого запоминания или достаточной длине текста) возникает необходимость попросить ребенка своими словами повторить историю. Это оказывается чрезвычайно важным, поскольку понимание текста рассказа находится в прямой зависимости от возможности ребенка запомнить (сохранить) его содержание.

Суть задания заключается в ответе ребенка на вопрос, следующий за самим рассказом. Этот вопрос (ряд вопросов), по сути дела, являются инструкциями. Специально построенные вопросы могут являться и вариантами помощи ребенку. Если ребенок затрудняется в ответе на поставленный вопрос или отвечает неправильно, можно задавать ряд наводящих вопросов, зависящих в том числе и от возраста ребенка и т. п. После каждого вопроса-подсказки необходимо не только выслушать ответ на него, но и вернуться к основному вопросу.

Рассказ «Осел и муравей»

Шел осел в гору, навстречу ему муравей. Осел его спрашивает: «Муравей, муравей, а на горе трава высокая?» «Высокая, сочная!» — отвечает муравей. Забрался осел на гору, смотрит, а трава низкая, редкая. Он и кричит муравью: «Эй, муравей, ты зачем меня обманул?»

Основной вопрос: Обманул ли муравей осла?

  • Вопрос-подсказка 1: А муравей какой?
  • Вопрос-подсказка 2: А осел какой?
  • Вопрос-подсказка 3: Муравью трава какой казалась?
  • Вопрос-подсказка 4: Почему муравью трава казалась большой?
Рассказ «Саша»

Саша проснулся утром грустный-грустный. Мама дала ему таблетку, взяла зонтик и ушла.

Основной вопрос: Почему Саша проснулся грустный?

  • Вопрос-подсказка 1: Зачем мама дала Саше таблетку?
  • Вопрос-подсказка 2: Когда ты пьешь таблетки?
  • Вопрос-подсказка 3: Саша был здоров?

Дополнительный вопрос: Какая была погода на улице?

  • Вопрос-подсказка 1: Что мама взяла с собой?
Рассказ «Сахар»

Мама налила мальчику стакан чая и положила туда два кусочка сахара. Мальчик не стал пить горячий чай, а подождал, пока тот остынет. Пришел, смотрит, а сахара в стакане нет!

Основной вопрос: Куда делся сахар?

  • Вопрос-подсказка 1: Какой стал чай?
  • Вопрос-подсказка 2: Какой стал чай по вкусу?

Рассказы можно использовать из «Методики исследования познавательных процессов у детей 6-11 лет» Белопольской Н.Л.


Наши специалисты