Заметки Тоши: Понимание обращенной речи

Заметки Тоши: Понимание обращенной речи

Заметки Тоши: Понимание обращенной речи
15 сентября 2023

Узнали у нашего сурдопедагога Ирины Кондратюк, как родители могут помочь ребёнку в понимании обращенной речи.

Понимание речи — это преобразование акустического представления речи в смысловое. То есть, это взаимосвязь между словом (его звучанием) и тем, что оно обозначает. Например, когда вы говорите «мяч», вы точно понимаете, что этот набор звуков обозначает предмет, с которым играют. А в голове сразу рисуется образ этого предмета. Понимание речи невозможно без её восприятия. Чтобы понять речь человека, надо отчетливо слышать и понимать каждое слово.

Речь — это высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом. Для её развития необходима особая зрелость коры головного мозга, слух и сформировавшийся артикуляционный аппарат.

Прежде чем научить понимать ребёнка обращённую к нему речь, научите его понимать и различать неречевые звуки с помощью специальных игрушек. После этого свяжите конкретный звук с предметом, обозначая его словом. Так обогащается понятийный словарь, а значит и понимание обращенной речи.

Чем родители могут помочь ребенку для развития понимания речи:

  1. Всегда соотносите слово с наглядным действием. Если вы рассказываете ребенку про машину, то не поленитесь показать ее ему. Покажите, что машины бывают разными. Одни стоят около вашего дома, другие едут по улице, а третьи нарисованы в книжке.
  2. Не говорите сложными предложениями. Ребенок еще слишком мал, чтобы усвоить много информации сразу. Поэтому предложения из 2-3 слов идеальны для его восприятия.
  3. Произносите слова достаточно медленно и четко. Чем спокойнее и отчетливее вы говорите, тем лучше. Малыш физически не может воспринять быструю и невнятную речь.
  4. Рассказывайте крохе, что вы делаете и зачем. Когда вы что-то готовите или делаете по дому, не забывайте все комментировать. На улице тоже рассказывайте понемногу о том, что вы вместе видите. Пусть вам и кажется, что ребенок ничего не поймет. Все отложится на подкорке и в пассивном словаре.
  5. После произнесения лепетных слов называйте полный вариант слова. Лепетные слова важны для детей, это их первая возможность ответить миру. Но ребенок должен понимать, что не только «ав-ав» обозначает животное, но и слово «собака». И таким образом он постепенно перейдет на новый уровень общения.
  6. Постарайтесь сами заинтересовать малыша в общении. Мотивируйте ребенка на разговор. Используйте больше жестов и мимики. Понимание речи детьми легче проходит через призму эмоций.
  7. Читайте больше книг. Важно читать книжки не только с картинками, но и без них. Так ребенок научится воспринимать речь саму по себе, не опираясь на изображение.
  8. Начинайте с малого. Обучая малыша пониманию речи, начните с использования существительных, следом добавляйте глаголы и лишь потом признаки предмета. То есть сначала, катая вместе мяч, вы говорите о нем просто: «Это мяч, смотри какой мяч». Потом можно добавить действие: «Смотри, мяч катится!» и только затем снабдить его признаком: «Посмотри, какой большой мяч катится».

Наши специалисты