Заметки Тоши: Почему важно начать занятия сразу же после слухопротезирования?

Заметки Тоши: Почему важно начать занятия сразу же после слухопротезирования?

Заметки Тоши: Почему важно начать занятия сразу же после слухопротезирования?
21 февраля 2024

Заметка нашего сурдопедагога Натальи Самариной.

До 4-4,5 месяцев, неслышащий ребёнок проходит те же стадии предречевого развития, что и слышащий. Все дети в этом возрасте гулят одинаково, независимо от состояния слуха. Постепенно, малыш переходит к лепету. Это следующий важный этап в развитии ребёнка, и он тесно связан с состоянием слуха.

Ребёнок слышит звуки, издаваемые взрослыми, и непроизвольно для себя, начинает эти звуки повторять. Малыш осознает, что это он так сделал, и начинает искать способы, воспроизвести эти звуки снова. А взрослые, могут помочь ребёнку, воспроизводя его звуки, стимулируя малыша к их повторению. И, в результате, на основе подражания, у ребёнка начинают формироваться звуки, свойственные его родному языку. Так происходит у слышащих детей.

Для неслышащего ребёнка окружающих звуков не существует, поэтому он не может им подражать. У него нет перехода к лепету и поэтому естественный путь развития становится невозможным.

Начиная обучение неслышащего ребёнка после слухопротезирования, мы начинаем обучать его речи, т.е. формировать её. И чем раньше начаты занятия, тем больше шансов у ребёнка максимально приблизиться к сверстникам. Если ребёнок не имеет других сопутствующих отклонений в развитии, то при благоприятных условиях эту задачу можно решить.

Если ребёнок слухопротезирован в течение первого года жизни и с ним начаты коррекционные занятия, то путь развития малыша может быть максимально приближен к естественному. Благодаря специальным упражнениям, гуление переводится в лепет, увеличивается слуховой словарь, появляется интонационная структура речи, появляется понимание первых слов, потом ребёнок начинает их произносить, а затем появляются фразы.

Если же снижение слуха или его отсутствие выявлено в более позднем периоде, после слухопротезирования необходимо срочно начать коррекционные занятия со специалистами: сурдопедагогом, логопедом. Возможно (при сочетанных нарушениях, если они есть), потребуется помощь других специалистов, в зависимости от возможностей и особенностей ребёнка, его структуры и механизма нарушения.

Без специальных коррекционных занятий речь ребёнка не будет формироваться правильно. Его необходимо этому обучать.


Наши специалисты