Психолог-игротерапевт
Продолжаем серию постов с нашим игротерапевтом Ольгой Вагановой. В этом посте говорим про комфортное взаимодействие.
— Ребенок находится в зоне комфорта (в прошлой публикации мы обсудили, как этого можно добиться, смотрите пост «Не играет»). Он начал проявлять собственную активность, и вот тут-то и нам надо не сидеть сложа руки. С чего начать? Что ему предложить? Подождите-подождите, не торопитесь.
Многие родители, думая, что надо сразу показать, как здорово можно играть с той или иной игрушкой, удивляются тому, что их ребенок не проявляет к их действиям никакого интереса.
Если мы начинаем, то инициатива в диалоге принадлежит нам, а детям с КИ очень важно:
- Научиться проявлять инициативу в диалоге
- Выражать свои идеи и эмоции
- Слушать другого человека
Все эти навыки формируются у любого ребенка сначала на доречевом уровне в ходе игрового взаимодействия со взрослым.
Поэтому нам надо учиться быть чуткими и в свободной игре:
- Давать инициативу ребенку. Пусть он сам решает с чего начать, а мы постараемся подстроиться.
- Демонстрировать понимание его замыслов (даже если мы не понимаем их до конца), комментировать их и поддерживать.
- Отвечать ему действиями с простым комментарием, постепенно усложняя его.
Как это ни парадоксально, но чтобы наш ребенок научился слышать, нам надо самим научиться слушать и слышать его.
У вас это получается? О чем ваш ребенок рассказывает (или рассказывал) вам через игру, еще не умея говорить?