Сурдопедагог. Логопед
Заметка Тоши от сурдопедагога, логопеда Самариной Натальи Анатольевны.
Один из частых вопросов от родителей, на который нет однозначного ответа. Время, когда ребенок с нарушением слуха начнёт разговаривать, зависит от множества факторов, включая степень потери слуха, возраст слухопротезирования, качество реабилитации и индивидуальные особенности ребенка, наличие у ребёнка сочетанных нарушений речи и развития.
Основные факторы, влияющие на развитие речи:
Возраст слухопротезирования:
- Если слуховая проблема выявлена до 6 месяцев и сразу начата коррекция (аппараты, импланты, занятия), шансы на развитие речи, близкой к норме, значительно выше (при условии, что у ребёнка нет сочетанных нарушений развития).
- Дети, слухопротезированные до
1,5–2 лет, могут догнать сверстников к3–5 годам. - Позднее слухопротезирование (после 3 лет) — менее эффективно, так как критический период развития слуха упущен, слуховые зоны коры головного мозга замещаются другими функциями, слухоречевая реабилитация осложняется.
Степень потери слуха:
- Легкая/умеренная потеря. При правильной коррекции ребенок может начать говорить с небольшой задержкой (в
2–3 года). - Тяжелая/глубокая потеря. После слухопротезирования и реабилитации первые слова могут появиться через
1–2 года.
Регулярные занятия с сурдопедагогом и логопедом
Без систематической работы над слуховым восприятием, пониманием речи и артикуляционными возможностями речь не разовьется даже при хорошей технической коррекции.
Общение в семье
Активное использование устной речи, чтение книг, игровое взаимодействие стимулируют развитие языка.
Примерные сроки
При условии ранней помощи и отсутствии сочетанных нарушений:
- Первые слова:
1,5–3 года (в зависимости от тяжести нарушения). - Фразовая речь:
2–4 года. - Близкая к норме речь:
5–7 лет (при интенсивной реабилитации).
Важно! Без слуховых аппаратов/имплантов и занятий ребенок может не заговорить вообще.