Логопед
Заметка нашего логопеда Елены Гришиной.
Дать планшет и делегировать развитие ребенка?!
Обучение ребенка с особенностями развития затруднено: нужно искать мотивацию, налаживать контакт и делать занятия интересными... А тут есть игра с описанием: она «обучающая», «протестирована» и другими внушающими доверие словами.
Давайте реально оценивать, что могут и не могут экранные развивающие игры:
- Визуальное восприятие. Это основной механизм всех экранов обучающих игр. Ребенок подбирает подходящие по смыслу предметы, соединяет части, помогает герою двигаться и так далее. Часто в игре есть подсказка: неподходящие объекты не соединяются, и перебор приводит к успешному завершению. В реальной жизни таких подсказок нет (кроме крепления пазлов, цветового фона картинок). Перенос навыка из игры в жизнь маловероятен. Обещанное развитие логического мышления остается только на уровне визуального восприятия. Ребенок не использует речь, чтобы описать действия в игре.
- Понимание речи может развиваться с помощью игр, которые озвучивают названия, а ребенок выбирает подходящее изображение. Эти игры имеют звуковой эффект, отражающий успешность или неуспешность выполнения. Часто ребенок указывает на все изображения и получает подкрепляющее аутостимулирующее воздействие от звукового эффекта, игнорируя правильность ответа.
- Повторение речи. Такая функция может быть предусмотрена производителем. Однако ни одно приложение или игра не анализирует ответ — эхо-реакцию ребенка, то, что он говорит, и как. А развитие эхолалии — сомнительный результат.
- Навыки проведения досуга. Это единственная сфера, с которой на 100% справляются гаджеты. Ребенок сам себя занимает! Только убедитесь, не стимит ли ребенок в телефоне, прокачивая новый уровень аутостимуляций.
Мое мнение. Гаджеты работают на развитие в умелых руках взрослого. Социальное взаимодействие, речь и коммуникация развиваются только в процессе взаимодействия с людьми. Бесконтрольное использование гаджетов вызывает зависимость от ярких и легких впечатлений, снижает значимость «человека» в системе ценностей ребенка, что затрудняет его обучение.