Заметки Тоши: Фонематический слух

Заметки Тоши: Фонематический слух

Заметки Тоши: Фонематический слух
17 мая 2019

Знаете ли вы, что такое фонематический слух?
Рассказывает сурдопедагог Центра «Тоша&Со» Мария Устимова.

Фонематический слух - это способность человека слышать, узнавать разные фонемы, то есть различать все звуки речи.

Он нужен ребенку не только для того, чтобы он понимал речь и сам говорил, но и для того, чтобы он мог распознавать особенности того или иного звука, благодаря которому смысл одного слова отличается от другого смысла.

Например, умел распознавать что "уточка" и "удочка", "кошка" и "ложка" - это совершенно разные слова со своим смыслом.

Умение отличать звуки важно и в последующем правильном выстраивании фраз и предложений, для правильного грамматического строя предложения.

Ребенок с недостаточно развитым фонематическим слухом будет испытывать трудности в обучении чтению и письму. В связи с тем, что письменная речь формируется на основе устной, и такому ребенку сложно будет правильно и грамотно писать. А проблемы с фонематическим слухом в дальнейшем могут привести к более серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Поэтому крайне важно не упустить момент и развивать фонематический слух ребенка.

Естественно, вся работа с малышом над развитием фонематического слуха начинается с различения неречевых звуков (различение музыкальных инструментов). И только потом переходим к речевым звукам.

Примеры упражнений и заданий:
1. Различайте с ребенком по звучанию схожие звуки ([Ф]/[С]/[Х]/[Ш], [П]/[Т]/[К], [Б]/[Д]/[Г],[З]/[В]), затем слоги (туту/пупу), а затем слова (удочка/уточка, девочка/белочка, мишка/мышка, девочка/белочка).
2. «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок хлопает в ладоши или притопывает ногой.
3. «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама или педагог говорит слово, а ребенку необходимо выбрать верную картинку.

Для детей постарше можно использовать такие упражнения и задания:

4. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова дом. (Машина)
5. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья…)
6. Подбери слово, чтобы первый звук был «м», а последний звук – «а» (Маша, машина, муха)
7. Какое слово получится, если к слогу «ро» прибавить один звук? (Рот, рог…)
8. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука «п» (Паша подарил Пете пирамидку.)
9. Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук «к» (карандаши, книга, ручка, кубики …)


Наши специалисты