Заметки Тоши: долгожданный звук - сколько заниматься?

Заметки Тоши: долгожданный звук - сколько заниматься?

Заметки Тоши: долгожданный звук - сколько заниматься?
5 июня 2025

Заметка Тоши от логопеда, фонопеда Ильяшенко Татьяны Владимировны.

Часто родители приходят к специалисту с запросом:

«Нет звука, помогите!» Логопед может поставить звук ребёнку на первом занятии, за 1 урок, а может быть для этого потребуется некоторое время. А дальше ребёнок выходит из кабинета и снова говорит звук так, как привык. Но почему это происходит?

Есть несколько причин:

  • ребёнок не запомнил положение языка, то есть артикуляционный уклад.
  • он может не слышать звук или смешивать его с другими звуками.
  • у ребёнка сложился такой стереотип, закрепился в его речи и он говорит звук так, как он привык.
Что же делать, как добиться нужного звука в нужных словах и в нужном месте?

Соблюдаем следующие правила:

  • регулярные занятия ребёнка с логопедом.
  • соблюдение этапов постановки звука.
  • обязательные упражнения дома с закреплением полученных на уроках со специалистом навыков. Упражнения вводим в повседневную жизнь, чтобы и родителю было легко и ребёнку интересно.
Упражнения должны быть на постоянной основе и этот период занимает не менее 60 дней. За это время происходит большая работа по перестройке на правильное говорение, рождается и формируется новый навык (артикуляционный уклад и звук). То есть старый паттерн неправильного произношения мы стираем, а новый — приобретаем. И только после этого происходит автоматизация нового навыка- то есть перенос на неосознанное говорение — мы не контролируем звук, он сам по себе получается. Это правило касается не только постановки звука, а всего нового, чему мы обучились. Чтобы это понять, давайте вспомним, как вы учились управлять автомобилем, особенно с ручной коробкой передач. Сначала вы не могли управлять, потом у вас начало получаться, но с трудом. После, вы спокойно начинали и заканчивали движение, но контролировали весть процесс. Вы начинали ездить и день ото дня, ездили все лучше и лучше. Вы не бросали езду на машине, несмотря на то, что у вас не все получалось. Вы знали — вам это нужно — очень нужно быстро и удобно перемещаться. А спустя какое то время езды на автомобиле за рулём, вы оказались дома и поняли, что всю дорогу вы думали не про движение и управление автомобилем, а про то, что вас волнует. Вот это и называется автоматизированный навык — снят контроль для получения новой информации. Точно так же происходит и со звуком, и с другими новыми начинаниями.

У многих родителей не хватает терпения для того, чтобы закрепить полученный навык. Да, мы живём быстро, активно, торопимся жить, но помните, что и детство проходит очень быстро. Ребёнок не взрослый — он не может принимать решение о посещении занятий, это работа родителя. Не лишайте ребёнка возможности красиво и грамотно разговаривать, подумайте о его будущем. Представьте, если бы у вас забрали машину, как только вы научились ею управлять.... Было бы грустно, что не использовали возможности, которые даёт владение и управление автомобилем. А ребёнку нужно развиваться, становиться успешным взрослым.

Чтобы проделать всю эту работу нужно терпение, знание, время. Не тяните время, не тратьте ресурс ребёнка на выжидание, своевременно обращайтесь к нужным специалистам, а в сложностях с произношением звуков — к логопеду для того, чтобы ребёнок говорил красиво и правильно.

Наши специалисты