Заметки Тоши: Что делать, если ребенок подключен в позднем возрасте?

Заметки Тоши: Что делать, если ребенок подключен в позднем возрасте?

Заметки Тоши: Что делать, если ребенок подключен в позднем возрасте?
23 августа 2021

Что делать, если ребенок подключен в позднем возрасте? Отвечает наш сурдопедагог Ирина Кондратюк.

Да, бывает и такое, глухому ребенку уже 4-5 лет, а ему только сейчас была проведена КИ. Почему так произошло? Почему так поздно сделали КИ? Причины искать нет времени, оно играет против нас.

При имплантации в позднем возрасте возможность спонтанного развития языка значительно меньше, чем у детей раннего возраста. Поэтому после подключения речевого процессора родителям нужно погрузить ребенка в речевую среду.

Обязательно постарайтесь найти сурдопедагога, который поможет выбрать путь слухоречевого развития ребенка. Он покажет, как учить ребенка слышать, понимать речь и говорить в течение дня при выполнении обычных дел. Но не забывайте о том, что родитель играет важную роль в развитии ребенка, это примерно 80-90%, а все остальное работа педагога.

Обучение поздноимплантированных детей схоже с теми, которым была проведена КИ в раннем возрасте.

Этот процесс будет идти дольше и возможно труднее.

  • Учите ребенка различать бытовые звуки, их легче воспринимать, чем речевые.
  • Копите пассивный словарь (используйте те слова, которые ребенок будет слышать часто в обычной жизни)
  • тренируйте слухоречевую память.

У детей с поздней КИ имеются стойкие проблемы слухоречевой памяти, поэтому сделайте так, чтобы ребенок постоянно слушал речь окружающих людей, так он будет запоминать больше слов.

Тренируйте его слуховое внимание 

  • Учите считать количество звучаний, определять начало и конец звучания, отличать длинный звук от короткого,
  • Работайте над ритмико-интонационной стороной речи.

Очень важно завести словарик, где будут записаны группы слов по темам «Семья», «Посуда», «Животные», «Части тела», «Слова-действия» и т.д. В словаре вы будете отмечать слова, которые ребенок понимает и говорит. Так сможете отслеживать динамику его развития. Постепенно вводите чтение, учите буквы, сливайте их в слоги, а слоги в слова.

Не забывайте, что чтение должно быть осмысленным, с подкреплением картинки. Чтение играет большую роль в развитии языковой системы.