Сурдопедагог
Беседуем со старшим сурдопедагогом Центра «Тоша&Со» Ириной Кондратюк.
Слуховая память относится к разновидностям образной памяти. Она помогает запоминать, сохранять и воспроизводить слуховые образы.
На развитие понимания речи потребуется больше времени, потому что оно предполагает накопление в памяти ребенка значения слов и их слуховых образов, знаний о грамматике родного языка.
Для детей с КИ характерны выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок слышит, но не понимает; он повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый словом, хотя оно ему знакомо. Ребенок плохо запоминает последовательность из нескольких слов/звуков, не может запомнить стишок. Детям свойственны нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания – чтобы ребенок услышал звук, понял обращенную просьбу необходимо сначала привлечь его внимание, часто требуется повторение просьбы/слова.
Очень важно начинать тренировку с простых инструкций – с предъявления двух слов. Когда малыш будет запоминать по два предмета, добавляйте третий предмет, а затем и четвертый… Так ребенок будет запоминать последовательность, что даст ему возможность в дальнейшем запоминать и говорить фразы из двух-трех-четырех слов.
Простые игры и упражнения для тренировки слуховой памяти:
- Поиграйте с ребенком в игру «Магазин». Пусть он запомнить список покупок и принесет вам те продукты, которые вы перечислили («Купи банан и морковку». «Купи банан, морковку и грушу». «Купи два яблока и три банана» и т.п.).
- Игра «Гости». Запомнить кто, что будет есть.
- Сначала попросите ребенка, чтобы он принес вам два предмета («Дай мяч и самолет». «Принеси машину и куклу» и т.п.), а потом усложните – попросите у него три предмета («Дай мяч, самолет и кубик». «Принеси машину, куклу и зайку» и т.п.).
- Если ребенок выполняет простые речевые инструкции, усложняйте их – «Посади мишку на самолет». «Дай папе большую машину». «Посади зайку на машину, а кошку – на кораблик». «Положи телефон на стол, а кубик под стул» и т.п.