Нейропсихолог. Гештальт-терапевт
Гиперопека и принятие диагноза – проблемы, с которыми, так или иначе, сталкиваются все семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями. Каких ошибок стоит избегать мамам и папам, чтобы развитие малыша, имеющего проблемы со здоровьем, было максимально гармоничным и всесторонним, рассказывает нейропсихолог Центра реабилитации «Тоша & Со» Любовь Александровна Кяргинская.
Поэтому часто бывает, что мамы детей с ОВЗ начинают чрезмерно заботиться о ребенке. На языке психологов это называется гиперопекой, когда повышенное попечение и контроль приводит к ограничению активности и самостоятельности малыша. Такая мама старается предугадать все желания своего дитя, она не только делает, но даже говорит за него. Часто бывает, на занятиях педагог называет слово и ждет, что ребенок его повторит, но этого не происходит, потому что за малыша говорит мама. Педагог просит указать на какой-то предмет, и мама вперед ребенка скорее тянет палец в направлении нужного объекта. А ребенок не повторяет и не показывает, потому что ему это просто не нужно, ведь есть человек, который делает все за него. Потом может случиться так, что малыш вырастет, окончит школу, поступит в институт, но все это время мама будет продолжать его опекать. И нередко бывает, что взрослые люди, студенты не могут ответить на элементарный вопрос, какой фирмы кохлеарный имплант он носит, не умеют поменять батарейки в процессоре. Почему? Ответ очевиден: потому что все эти годы за них все и всегда делали мамы.
Термин «неосознанное формирование мышления инвалида» не является общепринятым у специалистов, работающих с детьми с особыми потребностями, однако он очень точно характеризует поведение некоторых родителей в отношении детей с ОВЗ. Тревожный знак, когда мама считает, что ее ребенок, например, имеющий нарушения слуха, ничем не отличается от сверстников. При этом она неосознанно требует особого к нему отношения в различных ситуациях. На площадке, по ее мнению, дети должны аккуратнее относиться к ее сыну или дочери, уступать, разрешать играть своими игрушками. Учитель в массовой школе должен подстраиваться под ее ребенка, не быть слишком строгим и требовательным, потрудиться лишний раз объяснить ему материал, ведь он слышит хуже других, мог что-то не понять.
И таких примеров много. С одной стороны, мама говорит окружающим, что ее ребенок обычный, не нужно его как-то выделять, а с другой – требует, чтобы он был на особом положении в социуме. Это свидетельствует о том, что мама не может принять диагноз малыша.
Как психолог я стараюсь объяснить родителям, что такое поведение ошибочное и несет за собой массу проблем в будущем. И первое, над чем нужно работать – принять диагноз и признать, что ребенок не совсем обычный, что есть особенности в развитии и особые потребности. Часто это бывает крайне болезненно и вызывает яростное сопротивление. Но это необходимо. Иначе подобное родительское поведение не воспитает в человеке самостоятельность, напротив, сформирует ощущение беспомощности, то есть так называемое «мышление инвалида». Процесс сепарации – отделения ребенка от родителей – крайне важный, но в то же время очень непростой, особенно для мам. Лучше, если в этом женщине поможет психолог.
Представьте, что человек в своей проблеме находится как в темном лабиринте, по которому он блуждает в поисках выхода. И роль психолога, его навыков – это фонарик и карта, которые помогут найти правильный путь. То есть специалист проясняет проблемы, а задача родителей – понять и устранить.
Случается, что мамы противятся, не воспринимают рекомендации и информацию, противоречащую их внутренним ощущениям. Ведь они столько сил и времени вкладывают в своего малыша. Бывает, что мнение так и не меняется. Но те, кто в конечном итоге смог проанализировать ситуацию в своей семье и во взаимоотношениях с ребенком, воспринял критику психолога, начал прислушиваться к советам и выполнять рекомендации, в результате качественно меняют свою жизнь и жизнь своего ребенка.
Гиперопекой наносится большой вред, такое поведение родителей формирует у малыша ощущение беспомощности, никчемности, несамостоятельности. С раннего детства ребенка нужно учить справляться с трудностями, решать возникающие проблемы самому, держать нагрузку.
Вот несколько советов, которые обычно даю всем мамам:1. Не спешите помогать
Если видите, что ребенок делает что-то неправильно – не торопитесь помогать и переделывать за него, дайте малышу возможность самому справиться с задачей. Уронил игрушку – пусть поднимет ее сам, не может надеть ботинки или шапку – надо учиться одеваться самостоятельно, в детском саду и школе пригодится. Если совсем не получается, дождитесь просьбы о помощи, это тоже можно расценивать как усилие с его стороны.
2. Побуждайте ребенка к самостоятельным действиям
Если малыш уже знает и умеет делать что-то правильно, но все еще хочет, чтобы за него это выполняла мама, пойдите на маленькую хитрость. Например, начните одевать ему ботинок или шапку задом-наперед, при этом показывайте взглядом удивление и непонимание, почему ничего не получается. Пусть малыш исправит ошибку и самостоятельно выполнит действие.
3. Не решайте проблемы за него
Если у детей, например, на детской площадке или в гостях возник спор или конфликт – не поделили игрушку, нечаянно ее сломали и т. д. – не спешите сразу бросаться на защиту своего малыша и разруливать ситуацию, дайте возможность ребенку самому уладить проблему. Будьте рядом, но не вмешивайтесь.
4. Позаботьтесь о себе
Если вы сильно расстраиваетесь или злитесь, когда окружающие проявляют чрезмерный интерес к особенностям вашего ребенка, если вы избегаете говорить или даже думать на эту тему, если круг вашего общения сузился до нескольких семей с похожей проблемой – не тяните, идите к психологу! Потому что несчастная, истощенная мама вряд ли сможет научить дитя радоваться жизни, быть счастливым и успешным.
Помните, гиперопекой наносится большой вред, такое поведение родителей формирует у малыша ощущение беспомощности, никчемности, несамостоятельности. С раннего детства ребенка нужно учить справляться с трудностями, решать возникающие проблемы самому, держать нагрузку. И главный вывод, который нужно понять взрослым – чем больше они заботятся о ребенке, тем медленнее он прогрессирует. Делайте маленькие шаги назад, чтобы помочь сыну или дочери двигаться вперед.