Заметки Тоши: Ребёнок не договаривает окончания. Дело в настройке?

Заметки Тоши: Ребёнок не договаривает окончания. Дело в настройке?
20 Февраля 2019

Поговорим об этом с нашим речевым терапевтом и исполнительным директором Центра Анной Рябчиковой.

«У нас была плохая настройка, и он не выговаривал окончания, а потом сделали хорошую, и он начал говорить слова целиком».
«Окончания зависят от настройки» - МИФ или реальность?

Давайте разбираться.

Окончание в данном случае является не грамматической единицей, а «кусочком» слова, т.е. слогом. Слоговая структура формируется постепенно: звук, слог, два слога, три слога и т.п.
По сути фразовая речь тоже стартует у ребёнка параллельно становлению слоговой структуры.
Помните упражнение «счёт количества звучаний»? С него начинает работу любой грамотный сурдопедагог.

Почему?

Потому что счёт - это ритм. Слово - это тоже ритм. Изучая ритм, мы начинаем работу по формированию слоговой структуры.
Если ребёнок произносит слова не полностью, значит у него не сформирована слоговая структура или отсутствует начальная грамматика.
Ребёнок сначала должен научится воспринимать и чувствовать отличия между словами разной структуры, и только потом начнёт их воспроизводить.
В большинстве случаев настройка процессора здесь НИ ПРИЧЁМ.

С чем связано появление окончаний после настройки?

Скажем прямо - это не происходит моментально - настроили, и через 5 минут ребёнок заговорил трёхсложными словами. Так не бывает.
Это связано с определённым периодом, прошедшим с момента подключения, работой сурдопедагога и мамы, интенсивной реабилитацией и пр.
Дети начинают произносить слова целиком, т.к. посредством специальных упражнений педагоги "запускают" слуховое внимание и учат детей анализировать услышанное.
Большинство наших детей, не договаривающих окончания, после пребывания на недельном интенсиве, в совокупности с комплексной работой над ритмами и счётом количества звучаний начинают произносить слова целиком. И не всегда это те дети, которые только что настроили РП системы КИ.
Хорошим доказательством данной ситуации являются позднооглохшие дети, у которых уже была сформирована речь. При подключении РП они произносят и слышат все слоги в словах, а вот звуки уже смешиваются, но это процесс тренировки и уже совсем другая история...