Заметки Тоши: Открытие своего «Я»: от ощущений до зеркала

Заметки Тоши: Открытие своего «Я»: от ощущений до зеркала

Заметки Тоши: Открытие своего «Я»: от ощущений до зеркала
18 ноября 2024

Мы решили узнать у нашего телесного терапевта Инессы Ишакву, почему иногда дети выходят из её кабинета, словно раскрашенные картины. Что же происходит в ее кабинете? Читайте дальше, чтобы узнать, зачем это необходимо.

Маленький человек, только что появившийся на свет, познает мир через ощущения. Первые месяцы — это море тактильных впечатлений, запахов, звуков. Но постепенно, наблюдая за своими руками и ногами, за тем, как они двигаются, он начинает осознавать: это — я. Это перцептивное, преимущественно сенсорное, понимание «Я».

По мере взросления, экспериментируя с движениями, ребенок уточняет свой телесный образ, учится управлять, координировать действия. Это способствует более дифференцированному восприятию собственного тела, и формированию схемы тела как инструмента взаимодействия с окружающим миром.

А потом приходит момент, когда перед маленьким исследователем возникает зеркало. Сначала — это просто интересный предмет, отражающий движения. Но затем происходит нечто удивительное: ребенок начинает замечать не только свое отражение, но и того, кто на него смотрит. Это открытие — прорыв в развитии самосознания.

В зеркальной игре ребенок не только видит свое отражение, но и наблюдает за своим поведением, эмоциями, действиями. Понимание того, что он может воздействовать на свой образ (например, разукрасить себя или нарисовать кошачий нос), укрепляет его чувство контроля и влияния на окружающую среду, обогащая представления о себе как о действующем субъекте.

Ребенок присваивает себе не только физический облик, но и внутренний мир, свою способность к самовыражению, к действиям, к принятию решений. И это путешествие — только начало долгого и увлекательного пути к познанию самого себя.


Наши специалисты