Рассказываем, какие навыки помогут вашему ребенку успешно адаптироваться в школе и справляться с различными ситуациями, и как их развивать.
С началом школы многих родителей волнует, как их ребенок будет справляться с различными задачами и трудностями, сможет ли он попросить о помощи или справиться с чем-то новым.
В школе ребенок проводит много времени отдельно от родителей, самостоятельно принимая решения, общаясь со сверстниками и взрослыми. В разных ситуациях школьнику понадобятся коммуникативные навки и навыки эмоционального интеллекта. Например, ребенку нужно будет внимательно слушать учителя, договариваться с одноклассниками или во время просить о помощи.
Выполнять простые инструкции
От школьников чаще всего ожидают умения выполнять инструкции, состоящие из нескольких последовательных пунктов. Взрослым это может показаться простой задачей, однако дети развивают этот навык постепенно.
Дома уделяйте внимание простым инструкциям, постепенно усложняя их:
- Поставь, пожалуйста, книжку на полку.
- Положи, пожалуйста, книжку на полку, а игрушки в шкаф.
- Убери, пожалуйста, игрушки и книжки на место, помой руки, и потом мы будем обедать.
Следовать правилам
Школа и учебный процесс подразумевают соблюдение множества различных правил, которые на первый взгляд могут вызывать сопротивление. А именно:
- Обсудите с ребенком, для чего существуют те или иные правила, приведите примеры из вашей семейной жизни.
- Введите простые правила дома и начните их соблюдать, возвращайтесь к ним и обсуждайте, какие из них полезны, а какие можно изменить.
- Поговорите, что в школе правила устанавливают другие взрослые — директор и учителя.
- Договоритесь, что будете помогать ребенку, если у него возникнут трудности с соблюдением каких-то общих правил в школе.
Обращаться за помощью
Дети привыкают, что дома они всегда знают, к кому обратиться за помощью, если у них не получается с чем-то справиться. Однако, в школе может возникнуть ситуация, когда ребенку нужна помощь, но близких людей нет рядом. Поэтому важно познакомиться с людьми, с которыми ваш ребенок будет взаимодействовать в школе, и обсуждать, в каких ситуация он может обратиться за помощью к ним.
Помогайте дома формулировать свои потребности полными предложениями: «Я хочу в туалет», «Мне нужна помощь с этим заданием».
Выражать свои эмоции
Неумение безопасно выражать свои эмоции может приводить к конфликтам, агрессии и трудностям в налаживании отношений, поэтому
- объясните ребенку, что другим людям бывает сложно понять, что он или она чувствует и как реагирует на действия других;
- помогайте ребенку распознавать и называть свои эмоции, говоря о них вслух. Например, если ребенок грустит или злится, скажите: «Я вижу, что тебе сейчас грустно/ты злишься».
Останавливать, если неприятно
В школьной жизни ребенок может столкнуться с разными представлениями о личных границах. Расскажите ему, что его задача не в том, чтобы указывать на ошибки других людей или изменять их поведение.
Главное — уметь отстоять свои границы и вовремя остановить то, что приносит дискомфорт. Потренируйтесь вместе произносить фразы, которые помогут в таких ситуациях, например: «Мне это неприятно. Перестань, пожалуйста.», «Я не люблю, когда мои вещи трогают без разрешения. Не делайте этого, пожалуйста», «Ты делаешь мне больно, перестань».
Принимать решения
Принятие решений — еще один важный навык. В школьной жизни ребенку часто придется выбирать: от блюд в школьной столовой до вариантов ответа в тесте. С непривычки это может вызвать затруднения и тревогу.
Обсудите с ребенком ситуации, когда ему приходится принимать решения, и рассмотрите варианты выбора. Проговорите вслух, какие последствия могут быть при разных вариантах.
Важно поддерживать ребенка и обсуждать, какие уроки можно извлечь из опыта, а не пугать его ошибками.
Знать общие правила безопасности
- Научите ребенка «правилу нижнего белья»: никто не должен касаться или видеть те части тела, которые закрыты нижним бельем.
- Когда вы ходите в школу вместе — обсуждайте правила безопасности на дороге, на что обращать внимание.
- Поговорите про посторонних взрослых на улице: ни один взрослый не должен обращаться к ребенку за помощью. Если это просиходит, научите ребенка простым фразам отказа. Расскажите, к кому безопасно обращаться за помощью, если посторонний не реагирует на отказ.