Нейропсихолог. Психолог
Заметка нашего нейропсихолога Яны Стотланд. «А давайте Вася будет заниматься не тридцать минут, а час?» или «Занятие 30 минут — это очень мало для моего ребенка», — все педагоги слышали подобные фразы не один раз. Но почему в работе с детьми больше не значит лучше?
Все дело в зрелости нервной системы ребенка и его возрастных психических особенностях. По мере развития ребенок различными способами познает мир:
- С рождения до года — это, прежде всего, непосредственно-эмоциональное взаимодействие младенца со значимым взрослым.
- С года до трёх — предметно-манипулятивная деятельность: ребенок все тянет в рот, разбрасывает вещи и внимательно рассматривает их.
- От трех до семи лет первостепенное значение отводится ролевой игре. Игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и смыслов («Дочки-Матери», «Магазин»). Кроме того, ребенок учится общаться со сверстниками, договариваться о правилах и разрешать конфликты.
- И только с 7 лет учебная деятельность начинает играть важную роль в жизни детей. Это связано как с повышением социального статуса («Я уже большой!»), так и с умением произвольно управлять своим поведением и вниманием. Именно в этом возрасте происходит значительный скачок в развитии лобных долей, обеспечивающих функции самоконтроля, планирования, переключения с одного вида деятельности на другой. До этого возраста лобные доли также развиваются, но другие отделы мозга имеют больший приоритет.
Получается, что в возрасте до 7 лет мозг ребенка просто не способен сконцентрироваться и обработать такое количество информации, которое педагог будет транслировать ребенку за час занятия.
Недаром были выведены и определены следующие нормы образовательной нагрузки для дошкольников*(возможно допустимое время занятий, чтобы они проходили эффективно):
1,5-3 года-не более 10 мин.3-4 года-не более 15 мин.4-5 лет- не более 20 мин.5-6 лет- не более 25 мин6-7 лет- не более 30 мин.