Важная информация о настройке процессора

Важная информация о настройке процессора

Важная информация о настройке процессора
17 июня 2019

О продолжительности настройки процессора КИ и о том, зачем нужны 4 программы прослушивания, говорим с д.м.н., врачом сурдологом-оториноларингологом А. В. Пашковым.

Мы будем рады,
если вы оставите отзыв!
Оставить отзыв
Одним и, наверное, самым показательным критерием эффективной настройки процессора КИ является возможность пациентом разборчиво воспринимать речь. Именно это и является главной целью кохлеарной имплантации. В случае, когда возраст пациента превышает 5-6 лет, и он имеет достаточный слухоречевой опыт, наиболее показательным является метод речевой аудиометрии, где алгоритм теста через калиброванную систему звукоусиливающей аппаратуры подает слова, и по количеству (проценту) правильных ответов делают вывод об адекватности настройки и, при необходимости, вносят изменения в карту процессора.

У маленьких детей и пациентов с недостаточным слухоречевым опытом, когда провести речевую аудиометрию невозможно, оценку эффективности настройки производит сурдопедагог. Этот специалист в ходе тестирования определяет наличие или отсутствие реакции на звуки различных частот речевого спектра, реакцию на тихие звуки и шепот, выявляет дискомфорт и т.д. На основании его заключения принимают решение о необходимости проведения настройки. Поскольку через год после подключения процессора электрофизиологические показатели слухового анализатора на электростимуляцию импланта становятся постоянными, показатели настройки могут не нуждаться в изменениях. Если педагог в ходе тестирования выявил какие-либо отклонения (проблемы с распознаванием, отсутствие реакции, дискомфорт и пр.), то все эти замечания в ходе настройки должен устранить врач сурдолог-оториноларинголог.

Настройка процессора является одним из профессиональных навыков врача-сурдолога, который предписывает производить определенные изменения в программе при наличии той или иной задачи, которую ему озвучивает пациент, в случае если он обладает достаточным слухоречевым опытом, или сурдопедагог, если пациент сформулировать проблему не может. Набор действий по решению текущей проблемы с настройкой занимает различный период времени и зависит от самой проблемы и того, насколько быстро сурдолог выполняет требуемый алгоритм решения.
Таким образом, опытный сурдолог (именно в силу опыта, понимания физиологии процесса и наличия профессиональных знаний) на решение задачи с исправлением параметров настройки процессора тратит меньше времени, чем неопытный специалист или любитель делать настройки (это как в школе ученики с разным уровнем подготовки одну и ту же задачу решают за разное время; ученик с большим уровнем знаний и подготовки решает задачу быстрее и с меньшим количеством эмоций).

Неотъемлемым аспектом настройки является доверие родителями своему сурдопедагогу, поскольку реакция на звуки у маленьких детей не всегда очевидна для родителей. Более того, в ряде случаев выраженная реакция на тихие звуки может быть свидетельством чрезмерной стимуляции (“перестимуляции”) слухового нерва.

К сожалению, некоторые родители очень любят, когда их ребенок сразу и с большого расстояния поворачивается к ним в ответ даже на тихий звук, но они должны понимать, что при таких настройках (“погромче”) их ребенок слышит много других, не нужных ему звуков (шум воды в трубах, вентилятор, кондиционер и пр.). Весь этот “мусор” в конечном итоге будет помехой для решения главной задачи - восприятие и разборчивость речи. Хотя, конечно, первичный эффект будет очень ярким (“мой ребенок с этой настройкой реагирует на все!!!”).
Адаптация к настройке у всех пациентов протекает по-разному. В течение первых 6 месяцев физиология слухового анализатора у пациента меняется, и в разные периоды комфортными для пациента будут разные настройки, поэтому всеми производителями систем кохлеарной имплантации и предусмотрена возможность менять несколько программ прослушивания‼‼, чтобы избежать необходимости частых настроек (поскольку физиологические закономерности слухового нерва известны, и самостоятельное переключение родителями программ прослушивания не несет рисков). В более позднем периоде реабилитации возможность переключать программы также может быть востребована. Например, для адаптации к различным акустическим ситуациям (“улица”, “дом”, “занятия в классе”). Позже, когда ребенок вырастет, он сам будет определять для себя, когда ему захочется сделать “погромче” или попросит сделать дополнительную программу “потише”. Сейчас же, когда он маленький и за него отвечают родители, то и уход за процессором лежит тоже на родителях.

Если по какой-то причине, родители не готовы брать на себя ответственность (боятся трогать процессор, не способны прочитать инструкцию, не в состоянии запомнить последовательность программ…) за адаптацию ребенка к новым настройкам (а бывает так, что к необходимым параметрам настройки нужно “приходить” постепенно, переключая с одной программы на другую), то лучше сразу сказать сурдологу, о том, что нужна только одна программа. В этом случае, чтобы не снизить эффект от реабилитации в отдаленном периоде, необходимо увеличить частоту настроек при обязательном участии сурдопедагога.