Если у ребенка отмечаются признаки задержки психо-речевого развития, то развивающие мероприятия нужно начинать как можно раньше.
При незначительной задержке ребенка в развитии и рано начатом лечении, можно рассчитывать на высокую эффективность и хорошие результаты.
Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) не лечится мгновенно, а требует кропотливой работы и внимания к такому малышу. Только в таком случае он сможет догнать в своем развитии сверстников, и ЗПРР никак не скажется на его дальнейшей жизни.
Методики развития речи у детей
В организации занятий по развитию речи с детьми применяется комплексный подход с участием родителей, детского невролога, психолога, логопеда.
Специалистами в этой области разработано множество методик по развитию речи у детей, учитывающих особенности восприятия и воспроизведения речевых навыков в том или ином возрасте. Как правило, занятия по развитию речи у детей проводятся в форме игры, индивидуально или в группах. Кроме занятий со специалистами, родители сами могут развивать речь своего малыша: во время прогулки, кормления, в поездке, дома и т.д.
Рекомендации для родителей по развитию связной речи ребенка:
- Расширяйте круг общения ребенка - общайтесь как можно больше с людьми разного возраста.
- Обогащайте словарный запас малыша - закрепляйте каждое новое слово путем его повторения в течение нескольких дней.
- Используйте при общении разную речь - громкую и тихую, медленную и быструю.
- Рассказы и сказки старайтесь читать эмоционально, следите за интонацией и тембром голоса.
- Во время прогулок рассказывайте обо всем, что видите вокруг.
- Расспрашивайте малыша о просмотренном мультфильме, услышанной истории и т.д.
- Учитесь отвечать развернуто и давать ответы на заданные вопросы.
- Читайте как можно чаще сказки, стихи и скороговорки.
- Играйте в различные словесные игры, например, «съедобное - несъедобное», «горячее - холодное», «живое - неживое» и т.д.
Систематические занятия по развитию правильной речи у ребенка в значительной степени способствуют повышению его интеллекта и, в дальнейшем, успехам в школьном обучении.