Вы можете помогать своему ребёнку развивать речевые навыки ещё до того, как ему будет установлен кохлеарный имплантат.
Установите связь
Общение с ребёнком начинается ещё в младенческом возрасте: вы улыбаетесь, держите его и взаимодействуете с ним на протяжении дня. Всё это общение важно для вашего малыша, ведь это помогает ему чувствовать себя в безопасности, развивать положительную связь с Вами и учиться взаимодействовать с окружающими людьми.Вербальное и невербальное общение
Вы, наверное, слышали утверждение о том, что 90% общения между людьми невербальное? Это не совсем точно, но в процессе коммуникации довольно многое за нас говорят жесты, мимика и язык тела. Каждый из этих аспектов позволяет передать невербальное сообщение, и мы делаем это постоянно, не задумываясь. Поэтому до того, как ваш ребёнок сможет слышать благодаря кохлеарному имплантату, он уделяет внимание другим аспектам общения: когда вы счастливы, то вы улыбаетесь; когда вы расстроены – хмуритесь; когда вы говорите "да" – вы киваете; когда вы хотите успокоить ребёнка – качаете его на руках.Звук является важной частью обучения и развития навыков устной речи, но пока ваш ребенок не можете слышать, используйте естественные невербальные способы общения для укрепления взаимодействия с малышом.
Стимулируйте общение
Коммуникация – это улица с двусторонним движением: вы общаетесь с ребёнком, а он общается с вами. Используйте навык "совместного внимания": вы вместе смотрите на игрушку, малыш демонстрирует вам эмоции в ответ на ваше действие и т.д. Всякий раз, когда дети пытаются общаться, для них важно, чтобы им отвечали взрослые. Улыбайтесь и кивайте головой, говорите с ним или дайте ему игрушки, к которым он проявляет интерес. Даже если ребёнок не может понять, о чём идёт речь, он увидит, что вы реагируете на него.Побуждая ребёнка к общению и отвечая ему, вы развиваете у малыша навык успешной и быстрой коммуникации. Это может помочь мотивировать его к продолжению развития и нахождению лучших способов общения с окружающими.
Начините исследовать мир
Вашему ребёнку не нужно слышать мир, чтобы начать взаимодействовать с ним. Вы уже можете взять ребёнка с собой на мероприятия, которые вы посетили бы после процедуры вживления ему имплантата, также можно отправиться в гости к друзьям или в поездку. Достаточно даже просто пройтись с малышом вокруг вашего дома, взаимодействуя с различными объектами: - Прикоснитесь к холодной воде и встряхните пальцем, чтобы показать, что вода холодная.
- Прикоснитесь к мягкому одеялу щекой и закройте глаза, чтобы показать ребёнку, что оно мягкое и расслабляющее.
Читайте книги и пойте
Книги и пение – это фантастические способы взаимодействия с ребёнком и формирования у него навыков общения. Вы можете показывать на картинки в книжках или подкреплять слова в песне действиями. Благодаря использованию множества жестов, ребёнок будет учиться распознавать эти различия. Вы также можете показывать разные звуки: короткие обозначать стуком, тук-тук, а длинные – проводя пальцем по ладошке малыша.После активации кохлеарного имплантата продолжайте изучать с ребёнком те же книги, что вы выбирали, когда он ещё не слышал окружающий мир. Так малышу будет проще сопоставить мир тихий с миром звуков, и адаптация пойдёт быстрее. Также читайте на нашем сайте о том, как заниматься с ребенком после активации кохлеарного имплантата и истории наших пациентов.