Институт коррекционной педагогики сохраняет верность отечественной научной школе, оставаясь ведущим научно-исследовательским центром в России по изучению, обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. В ноябре 2023 года ИКП, основанный на базе школы-санатория Всеволода Петровича Кащенко в 1923 году, отметил 100-летний юбилей.
В непростые послереволюционные годы выдающиеся ученые и педагоги под руководством Всеволода Петровича Кащенко положили начало уникальному проекту в области научно-практических исследований для решения задач изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Показательно, что фундаментальные изыскания шли в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями разных типов и уровней, от детских садов до высших учебных заведений. Институт коррекционной педагогики становится признанным организатором и координатором мероприятий и программ по научно-методическому и практическому обеспечению педагогов спецшкол. Научные сотрудники разрабатывают стратегические документы по развитию специального образования, методической составляющей, научных исследований в области дефектологии, специальной психологии. Сотрудники Института, опираясь на богатые традиции научно-прикладных исследований, самым активным образом участвуют в разработке комплекса мероприятий по обеспечению доступности качественного образования и успешной социализации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
Как и много лет назад, сегодня ИКП решает целый ряд стратегически значимых задач. Одна из них ‒ возрождение профильных научно-педагогических школ, поддержка развития исследовательских направлений в сфере сурдопедагогики, тифлопедагогики, педагогики и психологии обучения и воспитания детей с аутизмом и многих других. Кроме этого, Институт выполняет функции федерального научного и научно-методического центра, являясь разработчиком федеральных программ, государственных учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, методических материалов по организации ранней помощи, дошкольного образования, повышения качества общего образования детей разных нозологических категорий и групп.
На протяжении десятилетий особое внимание сотрудники Института уделяют изучению особенностей развития глухих и слабослышащих. Так, например, во второй половине XX века на базе ИКП была организована лаборатория экспериментальной фонетики и акустики для изучения вопросов формирования и развития устной речи детей и взрослых с нарушенным слухом, восстановления устной коммуникации при внезапной глухоте. Ее первым руководителем стал ученый и педагог Федор Федорович Рау, который внес значительный вклад в развитие нового направления в сурдопедагогике ‒ формирование произношения и развитие слухового восприятия, создающего надежную основу для обучения глухих языку как средству общения.
Школа-санаторий под руководством В.
В разное время в институте работали светила российской сурдопедагогики: Федор Андреевич Рау, Федор Федорович Рау, Сергей Александрович Зыков, Рахиль Марковна Боскис, Нина Феодосьевна Слезина, Бронислава Давыдовна Корсунская, Кирилл Георгиевич Коровин, Владимир Ильич Бельтюков, Антонина Гавриловна Басова, Галина Лазаревна Зайцева, Татьяна Сергеевна Зыкова, Эмилия Ивановна Леонгард и многие другие выдающиеся ученые.
Деятельность современной лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих связана с проведением исследований, направленных на совершенствование и научно-методическое обеспечение системы образования детей раннего, дошкольного и школьного возраста, а также комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Традиционно большое внимание уделяется разработке содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха. Создается современный психолого-педагогический инструментарий оценки вариантов психического развития глухих и слабослышащих детей разного возраста.
Важным направлением работы лаборатории является психолого-педагогическая реабилитация детей с кохлеарными имплантами. Специалисты активно занимаются разработкой проектов федеральной рабочей программы учебных предметов и коррекционных курсов для школьников с нарушением слуха, созданием для них учебников и пособий. Изучаются существующие и разрабатываются собственные современные технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся при реализации федеральных адаптированных общеобразовательных программ дошкольного, начального, основного общего образования.
Создаваемые сотрудниками ИКП продукты для детей с ограниченными возможностями здоровья, для специалистов, работающих с ними, и для родителей отвечают актуальным трендам в развитии системы российского образования в целом.
Одним из важных направлений деятельности является разработка цифровых инструментов помощи, например интерактивных конструкторов, и развитие медиа направления. Это позволяет сделать профессиональную поддержку еще более доступной как для семей, воспитывающих детей с нарушением слуха, так и для специалистов, занимающихся их реабилитацией. Более подробно познакомиться с материалами специалистов Института коррекционной педагогики можно на официальном сайте ИКП.
Продукты института коррекционной педагогики для специалистов и родителей детей с нарушениями слуха
В пособии «Совместные игры матери и ребенка второго года жизни с нарушением слуха» Т. В. Николаевой и О. В. Польской собрано более 190 развивающих игрупражнений для детей раннего возраста с нарушением слуха. Они направлены на развитие у малышей основных движений, формирование игровых навыков, действий с дидактическими игрушками и предметами-орудиями и первых конструктивных умений, а также специальные игры-упражнения по развитию речи и слухового восприятия. Приведенные игры и задания помогут организовать увлекательные занятия, сделать процесс воспитания и обучения интересным и эффективным. Пособие адресовано, в первую очередь, родителям детей с нарушениями слуха, и может быть использовано педагогами, воспитателями, психологами
В помощь семьям, воспитывающим детей с кохлеарными имплантами
«Игры матери и ребенка на запускающем этапе реабилитации после операции кохлеарной имплантации» Т. В. Куликовой раскрывают содержание реабилитационной работы с детьми раннего возраста с кохлеарным имплантом (КИ) на первоначальном (запускающем) этапе в соответствии с основными требованиями подхода «3П-реабилитация». Описаны игры-упражнения, направленные на запуск эмоционального взаимодействия кохлеарноимплантированного ребенка с семьей на новой сенсорной основе, запуск понимания речи, запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации. Пособие адресовано, в первую очередь, родителям детей с КИ, а также может быть использовано педагогами, воспитателями, психологами
Навигатор помощи для родителей ребенка с нарушенным слухом
«Организация обучения и воспитания детей раннего возраста в семьях глухих родителей» под авторством О. Н. Липатовой предоставляет для родителей, в том числе родителей с нарушенной слуховой функцией, алгоритм действий по уточнению состояния слуха ребенка, начиная с родильного дома. В пособии собран перечень документов, который понадобится при посещении родителями поликлиники, центра слуха и речи, сурдолога. Кроме этого, здесь размещен образец письменного обращения для оформления карты на ребенка в сурдологическом центре, а также описан алгоритм действий по подбору индивидуальных слуховых аппаратов для ребенка и основные правила их использования. Большое количество красочных иллюстраций наглядно показывает взаимодействие взрослого и ребенка по организации слухоречевой среды и игрового пространства. Материалы пособия могут быть полезны родителям, сурдопедагогам и другим специалистам.
Вопросы реабилитации дошкольника с кохлеарными имплантами
В пособии «Первые шаги в реабилитации дошкольника с кохлеарными имплантами» под авторством Е. А. Баудэ подробно показан алгоритм организации работы с ребенком с нарушенным слухом до и после проведения операции по кохлеарной имплантации. Особое внимание уделено вопросам подключения речевого процессора имплантируемых слуховых систем. Даны рекомендации и игровые приемы по формированию эмоционального взаимодействия и коммуникации всех членов семьи с кохлеарноимплантированным ребенком, развитию его слухового восприятия и речи. Методическое пособие адресовано родителям детей с нарушенным слухом, сурдопедагогам, которые планируют работать с кохлеарноимплантированными дошкольниками.
Соловьева Татьяна Александровна директор ФГБНУ «ИКП», д.п.н., член-корреспондент РАО |
|
Беликова Анастасия Игоревна заместитель директора по общим вопросам ФГБНУ «ИКП» |
|
Маркович Мария Михайловна научный сотрудник ФГБНУ «ИКП» |
|
Тимофеев Михаил Анатольевич к.ист.н., руководитель центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В. П. Кащенко ФГБНУ «ИКП» |