Сенсорная интеграция для детей

Сенсорная интеграция для детей
Задать вопрос
Хотите узнать больше? Спросите нас! 

Сенсорная интеграционная терапия (сенсорная интеграция) - это комплекс терапевтических мероприятий, направленных на развитие всех органов чувств ребенка.

Во время занятий нервная система получает сигналы от всех анализаторов - слухового, зрительного, вестибулярного, вкусового, а также от рецепторов осязания и проприоцепции, обрабатывает полученную сенсорную информацию и использует ее в целенаправленной деятельности.

Если у ребенка, в силу каких-либо причин, имеется нарушение обработки сенсорных сигналов, то это приводит к дисфункциям в моторике, познавательном развитии и поведении. Поэтому методы сенсорной интеграции можно (и даже нужно) включать как составную часть в детские занятия с любыми педагогами. Путем развития сенсорики ребенок получает механизм познания мира, поэтому недооценивать значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя.


Признаки нарушения СИ

У детей с аутизмом или синдромом задержки психомоторного развития в той или иной степени наблюдаются явления сенсорной дезинтеграции. Это может проявляться следующим образом:

- в виде недостаточной или чрезмерной чувствительности к слуховым, зрительным, тактильным стимулам;
- слишком низкий или слишком высокий уровень двигательной активности, нарушение мышечного тонуса;
- трудности в различении правой и левой сторон, в обучении чтению и письму;
- слабая двигательная координация, неуклюжесть, расторможенность;
- импульсивность, трудности в концентрации внимания, быстрая утомляемость;
- отказ от социальных контактов, задержка речи, трудности в обучении;
- проблемы с использованием столовых приборов, ножниц, неправильный захват карандаша и т.д.

Упражнения по развитию сенсорного восприятия

Сенсорная интеграция для детей обеспечивается комплексом упражнений, направленных на преодоление расстройств чувствительного восприятия. Упражнения разрабатываются индивидуально для каждого пациента на основе сенсорной диагностики. В общей совокупности в комплексе должны присутствовать упражнения на все основные виды восприятия:

- зрительного - стимуляция зрения при помощи ярких предметов, упражнения в затемненной комнате;
- обонятельного - стимуляция резкими и слабыми запахами;
- слухового - использование звуков различной интенсивности, музыки, природных шумов;
- вкусового - презентация раздражителей вкуса;
- тактильного - стимуляция пальцев, кистей, лица, поверхности тела;
- вестибулярного - кувырки, повороты, прыжки на пружинящей поверхности;
- проприочувствительность - определение положения тела в пространстве, стимуляция глубокого мышечного чувства.

Благодаря тщательно подобранным упражнениям для ребенка по сенсорной интеграции, он может улучшить:

- зрительные и слуховые способности;
- внимание и концентрацию;
- крупную и мелкую моторику;
- самооценку и самосознание.

Необходимо помнить, что область сенсорной интеграции для детей является, прежде всего, терапевтическим методом. Поэтому использование этой методики родителями возможно исключительно после обучения и только под постоянным руководством и контролем специалистов по сенсорной интеграции.