Важнейшей составной частью всего комплекса мероприятий по кохлеарной имплантации является послеоперационная слухоречевая реабилитация.
Без нее невозможно достичь оптимального результата после операции кохлеарной имплантации в формировании и развитии навыков естественного слухоречевого поведения.
Главная цель курса реабилитации после кохлеарной имплантации - обучить ребенка воспринимать и понимать звуковые сигналы, как речевые, так и неречевые, а также научить пользоваться новыми слуховыми ощущениями для развития речи. Процесс послеоперационной реабилитации подразумевает участие команды специалистов: сурдологов, сурдопедагогов, психологов, логопедов, аудиологов и т.д.
Курс реабилитации после кохлеарной имплантации детей дошкольного возраста состоит из следующих компонентов:
- Настройки речевого процессора кохлеарного импланта.
- Развития слухового восприятия и речи.
- Общего развития ребенка - памяти, внимания, моторики, невербального интеллекта.
- Психологической помощи ребенку и его близким.
Спустя 3-4 недели после операции кохлеарной имплантации производится подключение к импланту речевого процессора и его первичная настройка. Настройкой речевого процессора занимается аудиолог, при этом добиваясь оптимального эффекта в формировании слуховых ощущений. С этого момента ребенок может слышать звуки, но для правильного их восприятия и понимания требуется длительный курс занятий с сурдопедагогом.
Развитие слухового восприятия и речи
Сурдопедагог обучает ребенка пользоваться появившимся слухом, развивает правильное восприятие окружающих звуков и способствует формированию устной речи. Однако основной процесс реабилитации после кохлеарной имплантации обеспечивают родители и близкие в домашних условиях. Одним из главных условий, обеспечивающих успешность реабилитации ребенка, является разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи на всех этапах реабилитации.
В помощь родителям:
Основные принципы тренировки слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом:
1. Начинают развитие слухового восприятия с простых заданий, последовательно переходя к более сложным;
2. Необходимо привлечь внимание ребенка перед каждым предъявлением звука или слова, показав ему на ухо.
3. Чтобы запомнить и проанализировать звук, ребенок должен услышать его несколько раз, поэтому родитель четко и медленно повторяет каждый звук.
4. Ребенок несколько раз сам воспроизводит предъявляемый звук, при этом внимательно прислушиваясь к его звучанию;
5. Занятие с ребенком всегда должно заканчиваться таким заданием, которое у него уже хорошо получается.
На сегодняшний день кохлеарная имплантация является самым эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. В результате курса реабилитации после кохлеарной имплантации дети могут посещать детский сад и обучаться в общеобразовательной школе, успешно пройдя процесс интеграции в общество слышащих людей.