Метод кохлеарной имплантации активно применяется в России уже на протяжении последних 10 лет. За это время отечественным хирургам удалось достичь впечатляющих результатов.
Сегодня подобная медицинская помощь оказывается на высоком уровне, чего нельзя сказать о реабилитации малышей после операции. Но центр «Тоша&Co» готов прийти на помощь каждому.
Кохлеарная имплантация — эффективный метод, позволяющий вернуть слух детям. Это настоящий шанс даже для абсолютного глухого человека. Речь идет об операции, в ходе которой вводятся электроды прямо во внутреннее ухо.
Если сравнивать кохлеарную имплантацию и применение слуховых аппаратов, следует отметить, что в первом случае доставка сигнала осуществляется непосредственно к слуховому нерву в обход нефункционирующих частей уха. Восприятие звуков обеспечивается посредством электрической стимуляции нервных волокон.
Кохлеарная имплантация: реабилитация и ее значимость
Важно знать, что после операции пациент не сразу начинает различать речь, звуковые сигналы. Научить этому ребенка — главная задача родителей и специалистов, занимающихся реабилитацией. Это непростая работа. Требуется время, усердные занятия и терпение.
Когда начинать реабилитацию? Наверняка, вы удивитесь, но приступать к мероприятиям по реабилитации имеет смысл сразу после постановки диагноза. Очень важно научить ребенка выражать свои потребности и желания, даже если он не слышит, не умеет говорить. На практике же мы наблюдаем печальную картину: родители не разговаривают с глухим малышом, а просто надеются на запланированную операцию.
В каком возрасте проводится имплантация? В разном. Все индивидуально и зависит от конкретных условий. Чем раньше, тем лучше. Если операция проводится до двух лет, у ребенка есть шансы догнать своих сверстников в речевом развитии. После 3,5 лет велик риск остаться без коммуникативных способностей. В худшем случае развиваются и другие нарушения: аутизм, умственная отсталость. Поэтому так важно с малышом играть и разговаривать всегда и везде.
Итак, операция по внедрению импланта — это лишь начало пути. Реабилитация детей с кохлеарной имплантацией — вот на что следует делать упор.
Этапы реабилитации
Весь процесс восстановления, развития слуха, речевых способностей после имплантации делится на 4 этапы:
- На первом этапе малыша обучают распознавать звуки, окружающие его.
- На втором этапе уделяется внимание развитию восприятия речи.
- На третьем этапе занимаются развитием невербального интеллекта, памяти, концентрации, моторики, внимания.
- На четвертом этапе оказывается психологическая помощь ребеночку и его родным.
То есть, важен профессиональный и при этом комплексный подход. Без помощи специалистов, сотрудников специализированного реабилитационного центра не обойтись. Задача родителей: везде сопровождать ребенка, учить его выделять в звуках важные признаки, распознавать изолированные слова.
В домашних условиях детей обучают:
- обнаруживать звуки;
- различать бытовые сигналы, голоса людей;
- определять высоту, длительность, интенсивность звуков;
- различать фонемные признаки звуков речи;
- понимать слитную речь;
- распознавать слова и звуки в шумной обстановке (в условии помех).
Получается, сначала дети учатся понимать звуки, затем начинают понимать слова, потом — высказывания и вскоре — целую обращённую речь.
Советы родителям
Уважаемые мамы и папы, наберитесь терпения и, главное, окружите свое дитя любовью. Залогом успешной реабилитации проимплантированных детей являются регулярные занятия. У родителей должно быть сформировано естественное речевое поведение.
Поделимся с вами важными правилами:
- общайтесь с малышом, играйте с ним так, как делали бы это со слышащим ребенком;
- сохраняйте речь естественной, не нужно утрированно артикулировать или повышать голос;
- разрешите ребенку проявлять себя и свои желания.
Следовать этим рекомендациям должны все члены семьи.