У человека при нормальном развитии устная речь формируется в раннем детском возрасте.
Это - естественное средство повседневного общения между людьми. На основе устной речи впоследствии закладываются навыки письма, требующие более высокого уровня развития психических процессов.
Отсутствие или выраженное недоразвитие устной речи у ребенка со сниженным слухом в значительной степени тормозит развитие его мышления, познавательных способностей и с большим трудом корректируется на более поздних возрастных этапах.
Поэтому одним из центральных разделов программы воспитания и обучения детей со сниженным слухом является систематическая работа по развитию устной речи. В процессе обучения устная речь становится средством общения и может оказывать влияние на различные сферы развития ребенка с нарушенным слухом.
Развитие слухового восприятия и обучение произношению проводятся в определенной системе и последовательности.
Занятия с ребенком по развитию речи строятся на звукоподражании, освоении грамматического строя языка, лексического запаса слов и обучении связной речи.
В процессе занятий педагог работает над речевым дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, отдельными словами и фразами.
Чтобы устная речь стала средством общения слабослышащего ребенка, речевой материал должен соответствовать следующим требованиям:
2. Обладать наибольшей актуальностью для целей общения (часто употребляться в общении детей друг с другом и со взрослыми).
3. Соответствовать задачам по развитию слухового восприятия и обучению речи на определенном этапе.
С первых занятий педагог постоянно мотивирует ребенка к речи. При этом он следит, чтобы речь, которую преподносят ребенку в качестве образца для подражания, была разговорной громкости, нормального темпа, с выделением ударного слога, правильно построенными фразами.
Систематическая работа педагога по развитию устной речи на занятиях должна подкрепляться контролем за произносительными навыками детей со стороны других взрослых - родителей, воспитателей.
Успех в работе по развитию речи зависит от качества речи взрослых, так как она служит детям образцом для подражания. Речевое общение с детьми должно осуществляться голосом нормальной громкости, в спокойном темпе, без утрирования, с соблюдением логического и словесного ударения, богато интонирована и эмоционально окрашена.
Таким образом, важнейшим условием всестороннего развития детей с нарушенным слухом является формирование и развитие устной речи, при соответствующем подборе технического средства реабилитации (слуховые аппараты, кохлеарные импланты).