Ранний детский аутизм. Коррекционные занятия для детей с аутизмом

Ранний детский аутизм. Коррекционные занятия для детей с аутизмом

Ранний детский аутизм. Коррекционные занятия для детей с аутизмом

Аутизмом называется комплексное нарушение психического развития, для которого характерно расстройство взаимодействия с окружающим миром, нарушение эмоционально-волевой сферы, моторики и речевой коммуникации.

Аутизм проявляется в раннем возрасте и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Как и многие другие заболевания, детский аутизм может проявляться в как в более легкой, так и в тяжелой форме. При своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно многого добиться: научить ребенка контролировать эмоции, справляться с собственными страхами, адаптировать его к жизни в обществе. Главная цель всех коррекционных программ при аутизме - дать ребенку средства для самостоятельного освоения окружающего мира и существовании в нем.

Методы коррекции детского аутизма

Для коррекционной работы с детьми-аутистами существует несколько методик. Наилучшие результаты отмечаются при их одновременном применении. Основная суть всех методик состоит в создании взрослыми особой среды для комфортного личного развития ребенка. Коррекционным занятиям при аутизме предшествует длительный этап адаптации малыша и установления контакта с педагогом.

1.При легких формах заболевания применяется простая, но достаточно эффективная методика. У ребенка, воспитывающегося по данной системе, весь день подчинен строгому расписанию, которое ребенок должен освоить с помощью карточек-подсказок. Все вещи находятся на определенных местах и положение их не меняется. Из окружения ребенка изъяты все раздражающие факторы, обстановка для него абсолютно комфортная, никакого давления и побуждений к действию в данной системе не используется.

2. АВА - терапия коррекции поведения, используемая при тяжёлых формах аутизма. Занимаясь по этой системе, взрослый достаточно жестко управляет деятельностью ребенка. Правильные действия закрепляются, неправильные - пресекаются. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, с постепенным усложнением заданий по четкой системе поэтапного освоения новых навыков.

Система АВА-терапии включает в себя несколько сотен программ, среди которых - вербальная и невербальная имитация, понимание языка, называние предметов и действий, мелкая и общая моторика и т.д. За рубежом по системе АВА с ребенком занимаются несколько разнонаправленных специалистов - дефектолог, арттерапевт, музтерапевт и другие.

3.Программа Son-Rise использует собственную мотивацию ребенка. Взрослый при этом не разбивает аутичный мир малыша, а присоединяется к нему, давая повторяющимся и ритуальным действиям осмысленность и новое понимание.

4.Методика сенсорной интеграции и стимуляции (СИС, предметотерапия) - основана на комплексах упражнений, направленных на уменьшение аутостимуляций и преодоление нарушений сенсорного восприятия.

Коррекционные занятия при аутизме можно успешно дополнять песочной терапией, анималотерапией, массажем, активно-пассивной гимнастикой, подвижными играми.

Не существует медикаментов, позволяющих вылечить аутизм. Лекарственная терапия может быть полезной при решении сопутствующих проблем - тревожности, агрессивности, навязчивости, перепадах настроения и т.д.

Основной задачей специалистов и родителей является развитие самостоятельности у детей-аутистов. И это возможно, ведь среди аутистов есть состоявшиеся в жизни люди - музыканты, конструкторы, программисты.