Процесс реабилитации: прогресс и критерии оценки успешности

Процесс реабилитации: прогресс и критерии оценки успешности

Процесс реабилитации: прогресс и критерии оценки успешности

Мы знаем, что одной лишь установкой кохлеарного имплантата не решить проблему потери слуха. 

Навыки владения родным языком, речью и умение воспринимать звуки на слух не появляются по велению волшебной палочки сразу после активации устройства. Как происходит прогресс реабилитации? Достаточно – это сколько? Что делать, если всё пошло не так, как планировалось?

Как происходит процесс реабилитации

Развитие навыков в области речи, языка, слухового восприятия – это невероятно сложный процесс взаимодействия между ушами, ртом, мозгом и окружающей средой. Взрослому человеку, который владеет речью, уже сложно вспомнить, как он научился говорить. Ведь когда всё происходит легко, то развитие идет, будто само по себе. Но если всмотреться в суть происходящего, то там окажется столько всего… Иногда прогресс в обучении выглядит как плато, затем резкий подъём и снова плато. Это как подниматься на очередной этаж. Достижения вдохновляют, периоды застоя расстраивают.

Иногда период плато обусловлен тем, что на данный момент ребёнок занят другими целями в жизни. Например, некоторые малыши начинают меньше разговаривать, когда делают первые шаги. Подумайте о том, что их маленький мозг обладает ещё не слишком большим количеством ресурсов, поэтому дети стремятся направить всю энергию в одно русло (развитие крупной моторики, мелкой моторики и т.д.), когда им приходится усиленно работать над освоением новых для них умений.

Иногда плато – это время, необходимое ребёнку для усвоения новой информации. Помните, что пройдёт не одно занятие, прежде чем юный пациент перейдёт от понимания к выразительному использованию.

Когда ребёнок учит первые слова, вполне нормально, если, произнеся новое слово один раз, он не повторит его снова неделю или даже больше. Ведь одно дело продемонстрировать навыки (а это может быть случай или догадка), и другое дело – освоить навык настолько хорошо, чтобы он стал частью ежедневной рутины. Однако если ранее малыш произносил слова, а теперь они полностью исчезли из его лексикона, то это может быть признаком других отклонений в развитии. Наблюдающий ребёнка специалист может помочь вам в распознавании этих симптомов, а также даст направления к другим специалистам, если в этом есть необходимость.

Как мы измеряем прогресс?

Все мы занимаемся, чтобы достичь прогресса. Поэтому нам необходимы данные, чтобы убедиться, что развитие действительно идёт. Оценочное исследование, будь то стандартные тексты или критериально-ориентированные перечни, должны проводиться регулярно, чтобы убедиться, что ребёнок развивается и динамика носит поступательный характер.

Основное правило: одно месячное достижение в месяц, одно годовое достижение в год и т.д. Дети с ослабленным слухом находятся в группе риска, и даже после процедуры кохлеарной имплантации у них по-прежнему меньше слухового опыта, чем у слышащих ровесников, которые слышали ещё за 20 недель до своего рождения. Мы не можем довольствоваться медленными темпами, потому что это означает, что нам не достичь навыков, соответствующих возрасту пациента. Если этого не происходит, то специалист использует методы устранения проблем.

Какова наша конечная цель?

Наша конечная цель – ребёнок, который обладает речевыми, когнитивными, языковыми и социальными навыками. Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Исследования показали, что при должном участии родителей и помощи специалистов по настройке кохлеарного имплантата, а также реабилитации после операции, пациенты могут и достигают всех выше обозначенных целей. Конечно, для каждого правила есть свои исключения. В случае если ребёнок имеет множественные тяжёлые нарушения интеллектуального развития или дополнительные отклонения по здоровью, не стоит ожидать соответствующих возрасту навыков. Впрочем, и в подобных случаях прогресс возможен. Для таких детей специалисты пытаются добиться, чтобы их уровень владения навыками не отличался от возможностей детей с таким же диагнозом. Например, ребёнок с ослабленным слухом и синдромом Дауна с трудом осваивает чтение. В данном случае необходимо развить этот навык до уровня других детей с таким же диагнозом, но без глухоты. Дети, у которых потеря слуха была диагностирована позже (в современном мире – после первого года жизни), могут испытывать трудности с обучением. Для таких детей ежемесячные достижения имеют ещё большее значение, так как необходимо наверстать упущенное. Какие правила прогресса для подростков и взрослых людей, которые заново учатся слышать?

Подростки и взрослые с кохлеарными имплантатами также в процессе реабилитации проходят плато, долины, горы и т.д. Поэтому важно, чтобы у специалиста был комплексный план, чтобы помочь пациентам старшего возраста получить максимум от их девайсов. В то время как подростки и взрослые пациенты могут уже обладать речевыми и языковыми навыками, новая слуховая система потребует от них практики и терпения в ходе адаптации. Ожидайте, что слух будет улучшаться по мере тренировок и прохождения времени.