Настройка речевого (звукового) процессора

Настройка речевого (звукового) процессора

Настройка речевого (звукового) процессора

После операции по установке кохлеарного импланта требуется время для его приживления, в среднем, 1-1,5 месяца, после чего можно проводить подключение и настройку речевого процессора.

От качества этой настройки зависит полнота и интенсивность слухового восприятия и речевого развития пациента.

Функцией внешнего речевого процессора является преобразование в электрические сигналы поступающих в микрофон звуков. Электрическая энергия индукционным способом передается с катушки-передатчика речевого процессора на внутреннюю часть, то есть, собственно кохлеарный имплант. Далее происходит генерирование электрических импульсов электронной частью установленного в улитке имплантата и возбуждение нейронов спирального ганглия улитки. Дальнейшая передача закодированной в поток электрических импульсов звуковой информации происходит по проводящим путям слухового анализатора в его корковые отделы. Таким образом, осуществляется возможность слышать звуки окружающего мира.

При первичной настройке речевого процессора специалист-аудиолог с помощью специальной аппаратуры определяет параметры:

  • порогового уровня слышимости, то есть минимальных значений электрической стимуляции процессора, при котором человек начинает слышать;

  • комфортного уровня - максимального значения электростимуляции, вызывающего ощущение громкого звука без дискомфорта.

Настройка речевого процессора требует ответной реакции пациента при подаче стимулов. Сообщить о своих ощущениях аудиологу может только человек, владеющий речью. Оценить реакции маленького и еще не владеющего речью ребенка, в процессе программирования звукового процессора, поможет сурдопедагог, ориентируясь на:

  • безусловные ориентировочные реакции ребенка - замирание, поворот головы в ответ на звук и т.п.

  • условные двигательные реакции на звук - в ответ на сигнал маленький ребенок кладет кубик в корзинку, надевает кольцо на пирамидку и т.п.;

  • произвольные и непроизвольные реакции ребенка на разнообразные звуки, анализ которых необходим для оценки эффективности работы звукового процессора и, в целом, всей системы кохлеарного импланта.

Кроме этого, сурдопедагог учит родителей обращать внимание и отмечать в дневнике наблюдений все изменения в поведении ребенка, его реакцию на разные звуки. Для уточнения в будущем режима настройки звукового процессора, сурдопедагог также учит ребенка различать силу и длительность звучания, высоту звуков и их количество.

В дальнейшем, во время занятий, настройки звукового процессора уточняются и совершенствуются. Педагог наблюдает за ребенком, за его слуховым и речевым развитием и всегда есть возможность внести необходимые корректировки в настройки звукового процессора КИ.

В первый год использования кохлеарного импланта ребенком, аудиологом проводятся 3-4 настроечные сессии речевого процессора, на протяжении второго года - 2 настройки, а все последующие годы - 1 настройка в год. Если возникает необходимость, возможны также дополнительные встречи с аудиологом и сурдопедагогом. Главным условием использования кохлеарного импланта является комфортность и адекватность для ребенка настроек речевого(звукового) процессора.