Кулинарная терапия

Кулинарная терапия

Процесс приготовления пищи может быть прекрасным способом реабилитации.

Детям очень нравится возиться с продуктами, а потом дегустировать плоды собственного труда. Если Вы чувствуете, что застряли в колее реабилитационных занятий со своим ребёнком, то почему бы не сделать что-то новое и не перенести урок в кухню?  А может превратить кухню в ваш терапевтический кабинет?

Так как, прежде всего, мы фокусируемся на том, чтобы родители стали главными и лучшими учителями для своих детей, то кулинарная терапия и естественная слухоречевая реабилитация могут оказаться весьма кстати. Вместо педагога, который приходит на стандартный урок, раскладывает перед ребёнком реабилитационные материалы и поясняет порядок действий, выступает родитель, который приносит ингредиенты и пошагово руководит процессом приготовления. Прежде всего, в ходе такой терапии дети больше узнают о традициях своей семьи. Другое преимущество такого вида реабилитации состоит в том, что процесс требует длительного времени, пошагового соблюдения рецепта и умения ждать. К чему это приводит? К постепенному развитию исполнительных навыков. Исполнительная функция – способность нашего мозга упорядочивать мысли, устанавливать приоритеты. Это «босс» в нашем мозге и область, в которой дети с ослабленным слухом подвергаются наибольшему риску.

Собирая воедино разные ингредиенты, следуя рецепту и порядку действий, а также ожидая готовый продукт, мы не только общаемся, но и позволяем ребёнку натренировать свои исполнительные навыки, хотя он в этот момент уверен, что просто развлекается.

Как распределить действия в ходе такой терапии? Прежде всего давайте разберёмся, что мы будем готовить. Как и в случае с различными прикладными ремёслами, ребёнок должен видеть, что у него получится в конце работы. Сложно представить, что мука, яйца, сахар и другие продукты образуют торт, если вы не знаете, что такое торт. Желательно иметь под рукой уже приготовленный образец или хотя бы показать малышу картинку, относящуюся к рецепту. Затем мы обсуждаем рецептуру с ребёнком. Многие дети знают слово «печенье», но знают ли они, из каких ингредиентов получается этот продукт? Как насчёт тренировки таких отличных глаголов, как «смешивать», «раскатывать», «отрезать» или слов, определяющих меру и количество ингредиентов: «стакан сахара» или«чайная ложка ванильного экстракта», которые мы применяем в процессе приготовления пищи и видим повсюду? Что ж, пора приступить к воплощению рецепта в готовое блюдо. В ходе приготовления пищи вы можете разрабатывать совместно с ребёнком и другие навыки. Если вы взяли рецепт блюда, которое нельзя съесть сразу, а надо, например, запечь или поджарить, можно заняться другими делами, пока вы ждёте. Мы предлагаем выбрать что-то, связанное с процессом приготовления пищи, например, почитать книгу о кулинарии или питании. Иногда занятие может быть совсем другого плана – всё зависит от того, сколько у нас есть свободного времени.

Кулинарная терапия


Обучение не заканчивается с окончанием приготовления блюда. Совместная трапеза – прекрасный способ поработать над прагматикой (разделить еду на порции) и социальными навыками (общение за столом). Не забудьте сфотографировать процесс, чтобы потом сделать альбом ваших занятий. Мы убеждены, что можно разрабатывать навыки ребёнка в любое время и в любой ситуации, если хорошо подумать и подготовиться. Кулинарная терапия подойдёт любому ребёнку в любом возрасте. С малышами мы работаем над простыми и несложными словами: стоп/моя очередь, полить/помешать, горячий/холодный и т.д. Детям постарше уже можно предложить комбинации из двух слов: действие+ объект (добавить муку), исполнитель + действие (папа наливает), объект + место (пюре в кастрюле). Если возможно, то работайте сразу над структурами, формирующими целые предложения: человек + действие + предмет + место. Например, мама добавляет какао в печенье. Даже дети старшего возраста могут получить достаточно преимуществ от такого вида реабилитации. Как было сказано выше, следование рецепту помогает изучить много новых слов, которые не применяются каждый день. Вы можете обсудить текстуру продуктов, запахи и то, каким образом ингредиенты взаимодействуют друг с другом, а также что получится в итоге.

Если Ваш ребенок подросток, почему бы не назначить его шеф-поваром и не позволить ему самостоятельно распределить роли на кухне? Для изучения какого-либо звука используйте подряд слова, содержащие в себе этот звук: смешать, слить, сахар, соль и т.д. Также тренируйте навыки слухового восприятия: «Нам нужна мука. Смешай три стакана муки, чайную ложку соли с 2 стаканами воды в большой белой миске». Над чем бы вашему ребёнку ни требовалось поработать, какой бы навык вы бы ни хотели развить, вы можете включить это в процесс приготовления пищи.

Если у вас нет доступа к кухне во время занятий, вы можете вместе приготовить сэндвич, фруктовый салат, лимонад и т.д.

Итак, что же вы приготовите на этой неделе?

Кулинарная терапия