Коррекция задержки психического развития (ЗПР) у детей

Коррекция задержки психического развития (ЗПР) у детей

Коррекция задержки психического развития (ЗПР) у детей

В период дошкольного детства происходит наиболее интенсивное формирование познавательной деятельности и личности ребенка в целом.

Если по каким-либо причинам интеллектуальный и эмоциональный потенциал дошкольника не получает должного развития, то впоследствии реализовать его в полной мере не удается. Это особенно касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержкой психического развития у детей считается несоответствие уровня психического развития возрасту ребенка, которое проявляется в виде негрубого нарушения познавательной сферы, личностной незрелости, преобладания игровых интересов. ЗПР не является клинической формой, это всего лишь замедленный темп развития психики в целом или отдельных ее функций: сенсорных, моторных, речевых, волевых, эмоциональных. С возрастом ЗПР можно преодолеть, и тем успешнее, чем раньше начата коррекция и сформированы специальные условия для воспитания и обучения ребенка.

Как выявить ЗПР у ребенка?

Диагностировать задержку психического развития у ребенка можно только в результате всестороннего обследования специальной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). В ее составе: дефектолог, детский психолог, логопед, педиатр, детский невролог и психиатр. Тщательно изучается анамнез, условия жизни, проводится нейропсихологическое тестирование, диагностическое исследование речи, эмоционально-волевых качеств и интеллектуальных процессов. На основании всех имеющихся данных комиссия выносит заключение о задержке психического развития, определяет вид и формы обучения ребенка. Так как развитие отдельных психических функций у детей происходит неравномерно, то обычно это заключение устанавливается дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - уже в процессе школьного обучения.


Коррекционно-развивающая работа

Коррекция ЗПР направлена на как можно более полное устранение отставаний в нервно-психическом развитии ребенка всеми доступными психолого-педагогическими и медико-социальными средствами, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.

Если не будет оказана своевременная медицинская и психолого-педагогическая помощь, то отклонения в развитии у ребенка становятся еще более выраженными, затрагивают все сферы психического развития, препятствуют социальной адаптации.

Коррекционно-развивающая работа для детей с ЗПР требует организации специальных психолого-педагогических условий (специализированные ДОУ, школы VII вида, коррекционные классы общеобразовательных школ) и участия квалифицированных специалистов - психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов.

Основными особеностями обучения детей с ЗПР являются:

- дозированность учебного материала;
- многократное повторение;
- упор на наглядность;
- частая смена видов деятельности.

Особое внимание в коррекционной работе уделяется познавательным процессам (восприятию, вниманию, мышлению, памяти), развитию сенсорной, моторной и эмоциональной сфер. Применяются игровая терапия, сказкотерапия, детская арт-терапия, музыкотерапия и т.д.. Индивидуально и в рамках групповых занятий логопедом проводится коррекция речевых нарушений.

При правильно организованной коррекционной работе у детей с ЗПР отмечается положительная динамика. После окончания школы они могут продолжить обучение в профессионально-технических учебных заведениях и даже ВУЗах, освоить профессию и успешно адаптироваться в современном обществе.