Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция тяжелых нарушений речи

Речь является одним из важнейших компонентов человеческого общения.

От простых «агу» до первых «мама», а затем – к первым предложениям до диалогов, в которых можно выразить свои желания и позицию… Один из самых увлекательных процессов, происходящих с вашим ребенком, это развитие его речи. Его основы закладываются у малыша в первые месяцы его жизни и в последующие три года обретают решающее значение. Неправильная «настройка» речевого аппарата, пребывание ребенка среди взрослых с дефектами речи или бедным словарным запасом, врожденные физические недостатки приводят к тому, что маленький человек плохо запоминает новые слова, неправильно их выговаривает или неверно истолковывает их значение, не может составить самое простое предложение, путает окончания слов. Хорошая, грамотная, структурированная речь – залог того, что ребенок впоследствии будет уверенно чувствовать себя в обществе сверстников и не испытывать особенных проблем в своем психологическом, интеллектуальном и физическом развитии. В противном случае неумение выражать свои мысли и желания приводят к заниженной самооценке, низкой организованности и работоспособности, замкнутости в себе.

К сожалению, у 5% детей наблюдается то или иное отклонение в речевом развитии. Чтобы вовремя выявить проблему и понять, чем обычный детский лепет отличается от того, что логопеды называют «общим недоразвитием речи», нужно быть особенно внимательным к своему ребенку и тщательно анализировать, соответствует ли его возрасту употребляемые им компоненты речевой системы - фонетики, лексики, грамматики.

Тяжелые нарушения речи могут иметь различный механизм и различную структуру дефекта. У детей встречаются следующие виды речевых нарушений:

  • Алалия - полная или частичная утрата речи, обусловленная органическим поражением головного мозга.
  • Дислалия - нарушенное звукопроизношение при сохранной иннервации речевого аппарата и нормальном слухе.
  • Дизартрия - нарушенное произношение, связанное с недостаточностью иннервации речевого аппарата.
  • Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
  • Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
  • Дисфония - расстройство фонации из-за патологических изменений голосового аппарата.
  • Логоневроз (заикание) - нарушение темпо-ритмической организации речи, связанное с судорожным состоянием речевого аппарата.

Коррекция тяжелых нарушений речи проводится с учетом причин, вызвавших имеющийся речевой дефект. В каждом отдельном случае требуется детальная диагностика и индивидуально разработанная программа лечения. Может потребоваться помощь невролога, детского психолога, ЛОР-врача. Но ведущим специалистом в коррекции речевых нарушений является квалифицированный логопед. Выбор методик лечения речевых нарушений строится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста это игровая форма обучения, в процессе которой происходит развитие сенсорной сферы, мелкой и крупной моторики, усваиваются закономерности языка, обогащается словарь, развиваются аналитико-синтетические способности мозга и т.д. Чем раньше начать процесс логопедической коррекции речевых дефектов у ребенка, тем лучше и стабильнее видимый результат.