Коррекция речевых нарушений у детей

Коррекция тяжелых нарушений речи
Задать вопрос
Хотите узнать больше? Спросите нас! 

Речь является одним из важнейших компонентов человеческого общения.

При тех или иных ее нарушениях неизбежно страдают многие аспекты жизнедеятельности человека. Трудности возникают в общении, учебе, при выборе профессии и т.д. Нарушение речи является серьезным поводом обратиться за помощью к специалисту, который сможет выявить причины, вызвавшие речевой дефект и определить методы его устранения.

Нарушение формирования речи характерно для детского возраста. В логопедии под понятием «общее недоразвитие речи» подразумевают такую форму речевых нарушений, которая проявляется в несформированности или задержке развития всех компонентов речевой системы - фонетики, лексики, грамматики. Тяжелые нарушения речи, ограниченность речевого общения негативно влияют на психическое развитие ребенка, формирование его личности, отражаются на поведении, способствуют появлению отрицательных качеств характера - замкнутости, негативизма, нерешительности, чувства неполноценности и т.д.

Тяжелые нарушения речи могут иметь различный механизм и различную структуру дефекта. У детей встречаются следующие виды речевых нарушений:

  • Алалия - полная или частичная утрата речи, обусловленная органическим поражением головного мозга.
  • Дислалия - нарушенное звукопроизношение при сохранной иннервации речевого аппарата и нормальном слухе.
  • Дизартрия - нарушенное произношение, связанное с недостаточностью иннервации речевого аппарата.
  • Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
  • Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
  • Дисфония - расстройство фонации из-за патологических изменений голосового аппарата.
  • Логоневроз (заикание) - нарушение темпо-ритмической организации речи, связанное с судорожным состоянием речевого аппарата.

Коррекция тяжелых нарушений речи проводится с учетом причин, вызвавших имеющийся речевой дефект. В каждом отдельном случае требуется детальная диагностика и индивидуально разработанная программа лечения. Может потребоваться помощь невролога, детского психолога, ЛОР-врача. Но ведущим специалистом в коррекции речевых нарушений является квалифицированный логопед. Выбор методик лечения речевых нарушений строится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста это игровая форма обучения, в процессе которой происходит развитие сенсорной сферы, мелкой и крупной моторики, усваиваются закономерности языка, обогащается словарь, развиваются аналитико-синтетические способности мозга и т.д. Чем раньше начат процесс логопедической коррекции речевых дефектов у ребенка, тем лучше и стабильнее результат.