Кохлеарная имплантация в раннем возрасте – эффективный способ реабилитации глухих детей

Кохлеарная имплантация в раннем возрасте – эффективный способ реабилитации глухих детей

Кохлеарная имплантация в раннем возрасте – эффективный способ реабилитации глухих детей

При кохлеарной имплантации (КИ) во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Считается, что кохлеарная имплантация у детей, потерявших слух в период до овладения речью, желательно проводить не позже 2-3 лет, поскольку звуковая стимуляция обеспечивает формирование межнейронных связей в центральных отделах слуховой системы, что необходимо для слухоречевого развития. Чем раньше производится кохлеарная имплантация, тем лучше ее результаты. Но есть и другая сторона вопроса. 
    
Кохлеарная имплантация у детей раннего возраста сопряжена с высоким риском операционных и послеоперационных осложнений. Хорошие результаты реабилитации глухих детей могут быть достигнуты и при раннем слухопротезировании обычным слуховым аппаратом с применением адекватных сурдопедагогических методик. Однако КИ обеспечивает принципиально новые возможности слухового восприятия благодаря тому, что дает возможность услышать те звуковые частоты, которые не могут быть услышаны с помощью слухового аппарата. Для принятия решения об операции необходима уверенность в неэффективности использования обычного слухового аппарата у данного ребенка, что требует, как правило, 6-месячного наблюдения за ним после подбора слухового аппарата. Остается неясным, является ли ранняя КИ оптимальным методом слухоречевой реабилитации долингвально оглохших детей.

В связи с этим американские ученые провели проспективное исследование с целью оценить эффективность и безопасность кохлеарной имплантации у детей первого года жизни.

Методы и ход исследования.
В исследование включили 18 детей с двусторонней сенсоневральной глубокой или полной глухотой: 17 – с врожденной, 1 – с приобретенной вследствие менингита, перенесенного в 5-месячном возрасте. Средний возраст пациентов к моменту КИ был 9,6 мес. (6-11 мес.)  Все дети до операции получали слухоречевую реабилитацию. Для кохлеарной имплантации использовалась стандартная хирургическая техника постаурикулярного доступа. Первое подключение и настройка импланта (И) проводилось через 3 недели после операции. Первоначальный уровень для каждого электрода устанавливали на 15-20 единиц выше порогового. На 2-ой день стимуляции для большинства детей комфортный уровень увеличивался на 40-50  единиц. В последующем дети регулярно посещали Медицинский Центр для индивидуального контроля и репрограммирования И. Средняя продолжительность послеоперационного наблюдения составила 17,5 мес. (6-53 мес.). До операции, через 3 и 6 мес. после нее и далее каждые 6 мес. родители проводили оценку слухового развития детей в баллах (0 – никогда, 4 – всегда; максимальное количество баллов (КБ) = 40) с помощью специальной шкалы IT-MAIS, включающей 10 вопросов по 3 основным категориям: 1 – вокализация (2 вопроса), 2 – спонтанная реакция на звук (4 вопроса) и 3 – определение происхождения звука (4 вопроса). Последующее обследование слухоречевых навыков детей с интервалом  каждые 6 мес. проводили с использованием специальных тестов (MLNT, LNT, тест простых двусловных фраз [ПДФ]).

Результаты.
Всем детям проведена успешная кохлеарная имплантация. Лишь у одного пациента через год после операции произошло повреждение и инфицирование выступа антенной зоны КИ вследствие раздражающего действия дужки очков, что потребовало хирургического вмешательства и имплантации нового устройства. Все дети хорошо адаптировались к И без побочных реакций. По данным IT-MAIS  через 6 мес. после операции было отмечено значительное улучшение у всех 18 детей. Если значение общего предоперационного КБ было всего 0,7 (1,75%), то послеоперационное КБ составило 30,4 (76%). КБ по 3 категориям распределилось следующим образом: 1 – 0,2 (2,5%) до операции, 6,7 (83%) после операции; 2 – 0,4 (2,5%) и 12,3 (77%); 3 – 0,08 (0,5%) и 11,3 (71%) соответственно. С течением времени продолжалось значительное улучшение показателей. Результаты обследования через 1 год после операции были получены у 9 пациентов. Общее КБ у них увеличилось с 30,6 (76,5%) через 6 мес. до 34,8 (87%) через 12 мес., что всего на 7% меньше по сравнению с нормально слышащими детьми того же возраста. Показатели 1 категории улучшились с 85% до 93,8%, 2 – с 75,6% до 87,5%, 3 – с 72,5% до 83,1%.

Данные объективного послеоперационного узнавания речи получены у 5 пациентов. Показатели восприятия слов по данным MLNT-теста колебались от 83% до 100%, показатель восприятия фонем – от 95% до 100%. Аналогичные показатели LNT-теста составили 84-97% и 93-98%. Показатель ПДФ колебался от 60% до 100%.

Предварительные отчеты терапевтов и педагогов, проводивших слухоречевые реабилитационные занятия, показывают, что у всех детей хорошо развивается речь и языковые навыки. Дети, пользующиеся кохлеарными имплантами более продолжительное время, прогрессируют в развитии, догоняя своих нормально слышащих сверстников.
 
Выводы.
Кохлеарная имплантация у детей младше 12 мес. может быть выполнена без риска осложнений и обеспечивает эффективную возможность слуховой стимуляции и речевого развития ребенка с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. При выборе сроков кохлеарной имплантации следует учитывать повышенный риск операции и анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, в том числе, небольшие размеры черепа, тонкость кожи, богатую васкуляризацию, продолжающееся развитие и дифференцировку мастоидальной области.