При кохлеарной имплантации (КИ) во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
Считается, что кохлеарная имплантация у детей, потерявших слух в период до овладения речью, желательно проводить не позже 2-3 лет, поскольку звуковая стимуляция обеспечивает формирование межнейронных связей в центральных отделах слуховой системы, что необходимо для слухоречевого развития. Чем раньше производится кохлеарная имплантация, тем лучше ее результаты. Но есть и другая сторона вопроса.
Кохлеарная имплантация у детей раннего возраста сопряжена с высоким риском операционных и послеоперационных осложнений. Хорошие результаты реабилитации глухих детей могут быть достигнуты и при раннем слухопротезировании обычным слуховым аппаратом с применением адекватных сурдопедагогических методик. Однако КИ обеспечивает принципиально новые возможности слухового восприятия благодаря тому, что дает возможность услышать те звуковые частоты, которые не могут быть услышаны с помощью слухового аппарата. Для принятия решения об операции необходима уверенность в неэффективности использования обычного слухового аппарата у данного ребенка, что требует, как правило, 6-месячного наблюдения за ним после подбора слухового аппарата. Остается неясным, является ли ранняя КИ оптимальным методом слухоречевой реабилитации долингвально оглохших детей.
В связи с этим американские ученые провели проспективное исследование с целью оценить эффективность и безопасность кохлеарной имплантации у детей первого года жизни.
Методы и ход исследования.
В исследование включили 18 детей с двусторонней сенсоневральной глубокой или полной глухотой: 17 – с врожденной, 1 – с приобретенной вследствие менингита, перенесенного в 5-месячном возрасте. Средний возраст пациентов к моменту КИ был 9,6 мес. (6-11 мес.) Все дети до операции получали слухоречевую реабилитацию. Для кохлеарной имплантации использовалась стандартная хирургическая техника постаурикулярного доступа. Первое подключение и настройка импланта (И) проводилось через 3 недели после операции. Первоначальный уровень для каждого электрода устанавливали на 15-20 единиц выше порогового. На 2-ой день стимуляции для большинства детей комфортный уровень увеличивался на 40-50 единиц. В последующем дети регулярно посещали Медицинский Центр для индивидуального контроля и репрограммирования И. Средняя продолжительность послеоперационного наблюдения составила 17,5 мес. (6-53 мес.). До операции, через 3 и 6 мес. после нее и далее каждые 6 мес. родители проводили оценку слухового развития детей в баллах (0 – никогда, 4 – всегда; максимальное количество баллов (КБ) = 40) с помощью специальной шкалы IT-MAIS, включающей 10 вопросов по 3 основным категориям: 1 – вокализация (2 вопроса), 2 – спонтанная реакция на звук (4 вопроса) и 3 – определение происхождения звука (4 вопроса). Последующее обследование слухоречевых навыков детей с интервалом каждые 6 мес. проводили с использованием специальных тестов (MLNT, LNT, тест простых двусловных фраз [ПДФ]).
Результаты.
Всем детям проведена успешная кохлеарная имплантация. Лишь у одного пациента через год после операции произошло повреждение и инфицирование выступа антенной зоны КИ вследствие раздражающего действия дужки очков, что потребовало хирургического вмешательства и имплантации нового устройства. Все дети хорошо адаптировались к И без побочных реакций. По данным IT-MAIS через 6 мес. после операции было отмечено значительное улучшение у всех 18 детей. Если значение общего предоперационного КБ было всего 0,7 (1,75%), то послеоперационное КБ составило 30,4 (76%). КБ по 3 категориям распределилось следующим образом: 1 – 0,2 (2,5%) до операции, 6,7 (83%) после операции; 2 – 0,4 (2,5%) и 12,3 (77%); 3 – 0,08 (0,5%) и 11,3 (71%) соответственно. С течением времени продолжалось значительное улучшение показателей. Результаты обследования через 1 год после операции были получены у 9 пациентов. Общее КБ у них увеличилось с 30,6 (76,5%) через 6 мес. до 34,8 (87%) через 12 мес., что всего на 7% меньше по сравнению с нормально слышащими детьми того же возраста. Показатели 1 категории улучшились с 85% до 93,8%, 2 – с 75,6% до 87,5%, 3 – с 72,5% до 83,1%.
Данные объективного послеоперационного узнавания речи получены у 5 пациентов. Показатели восприятия слов по данным MLNT-теста колебались от 83% до 100%, показатель восприятия фонем – от 95% до 100%. Аналогичные показатели LNT-теста составили 84-97% и 93-98%. Показатель ПДФ колебался от 60% до 100%.
Предварительные отчеты терапевтов и педагогов, проводивших слухоречевые реабилитационные занятия, показывают, что у всех детей хорошо развивается речь и языковые навыки. Дети, пользующиеся кохлеарными имплантами более продолжительное время, прогрессируют в развитии, догоняя своих нормально слышащих сверстников.
Выводы.
Кохлеарная имплантация у детей младше 12 мес. может быть выполнена без риска осложнений и обеспечивает эффективную возможность слуховой стимуляции и речевого развития ребенка с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. При выборе сроков кохлеарной имплантации следует учитывать повышенный риск операции и анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, в том числе, небольшие размеры черепа, тонкость кожи, богатую васкуляризацию, продолжающееся развитие и дифференцировку мастоидальной области.
Кохлеарная имплантация у детей раннего возраста сопряжена с высоким риском операционных и послеоперационных осложнений. Хорошие результаты реабилитации глухих детей могут быть достигнуты и при раннем слухопротезировании обычным слуховым аппаратом с применением адекватных сурдопедагогических методик. Однако КИ обеспечивает принципиально новые возможности слухового восприятия благодаря тому, что дает возможность услышать те звуковые частоты, которые не могут быть услышаны с помощью слухового аппарата. Для принятия решения об операции необходима уверенность в неэффективности использования обычного слухового аппарата у данного ребенка, что требует, как правило, 6-месячного наблюдения за ним после подбора слухового аппарата. Остается неясным, является ли ранняя КИ оптимальным методом слухоречевой реабилитации долингвально оглохших детей.
В связи с этим американские ученые провели проспективное исследование с целью оценить эффективность и безопасность кохлеарной имплантации у детей первого года жизни.
Методы и ход исследования.
В исследование включили 18 детей с двусторонней сенсоневральной глубокой или полной глухотой: 17 – с врожденной, 1 – с приобретенной вследствие менингита, перенесенного в 5-месячном возрасте. Средний возраст пациентов к моменту КИ был 9,6 мес. (6-11 мес.) Все дети до операции получали слухоречевую реабилитацию. Для кохлеарной имплантации использовалась стандартная хирургическая техника постаурикулярного доступа. Первое подключение и настройка импланта (И) проводилось через 3 недели после операции. Первоначальный уровень для каждого электрода устанавливали на 15-20 единиц выше порогового. На 2-ой день стимуляции для большинства детей комфортный уровень увеличивался на 40-50 единиц. В последующем дети регулярно посещали Медицинский Центр для индивидуального контроля и репрограммирования И. Средняя продолжительность послеоперационного наблюдения составила 17,5 мес. (6-53 мес.). До операции, через 3 и 6 мес. после нее и далее каждые 6 мес. родители проводили оценку слухового развития детей в баллах (0 – никогда, 4 – всегда; максимальное количество баллов (КБ) = 40) с помощью специальной шкалы IT-MAIS, включающей 10 вопросов по 3 основным категориям: 1 – вокализация (2 вопроса), 2 – спонтанная реакция на звук (4 вопроса) и 3 – определение происхождения звука (4 вопроса). Последующее обследование слухоречевых навыков детей с интервалом каждые 6 мес. проводили с использованием специальных тестов (MLNT, LNT, тест простых двусловных фраз [ПДФ]).
Результаты.
Всем детям проведена успешная кохлеарная имплантация. Лишь у одного пациента через год после операции произошло повреждение и инфицирование выступа антенной зоны КИ вследствие раздражающего действия дужки очков, что потребовало хирургического вмешательства и имплантации нового устройства. Все дети хорошо адаптировались к И без побочных реакций. По данным IT-MAIS через 6 мес. после операции было отмечено значительное улучшение у всех 18 детей. Если значение общего предоперационного КБ было всего 0,7 (1,75%), то послеоперационное КБ составило 30,4 (76%). КБ по 3 категориям распределилось следующим образом: 1 – 0,2 (2,5%) до операции, 6,7 (83%) после операции; 2 – 0,4 (2,5%) и 12,3 (77%); 3 – 0,08 (0,5%) и 11,3 (71%) соответственно. С течением времени продолжалось значительное улучшение показателей. Результаты обследования через 1 год после операции были получены у 9 пациентов. Общее КБ у них увеличилось с 30,6 (76,5%) через 6 мес. до 34,8 (87%) через 12 мес., что всего на 7% меньше по сравнению с нормально слышащими детьми того же возраста. Показатели 1 категории улучшились с 85% до 93,8%, 2 – с 75,6% до 87,5%, 3 – с 72,5% до 83,1%.
Данные объективного послеоперационного узнавания речи получены у 5 пациентов. Показатели восприятия слов по данным MLNT-теста колебались от 83% до 100%, показатель восприятия фонем – от 95% до 100%. Аналогичные показатели LNT-теста составили 84-97% и 93-98%. Показатель ПДФ колебался от 60% до 100%.
Предварительные отчеты терапевтов и педагогов, проводивших слухоречевые реабилитационные занятия, показывают, что у всех детей хорошо развивается речь и языковые навыки. Дети, пользующиеся кохлеарными имплантами более продолжительное время, прогрессируют в развитии, догоняя своих нормально слышащих сверстников.
Выводы.
Кохлеарная имплантация у детей младше 12 мес. может быть выполнена без риска осложнений и обеспечивает эффективную возможность слуховой стимуляции и речевого развития ребенка с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. При выборе сроков кохлеарной имплантации следует учитывать повышенный риск операции и анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, в том числе, небольшие размеры черепа, тонкость кожи, богатую васкуляризацию, продолжающееся развитие и дифференцировку мастоидальной области.