Кохлеарная имплантация при односторонней глухоте

Кохлеарная имплантация при односторонней глухоте

Кохлеарная имплантация при односторонней глухоте

С течением лет круг людей, получающих систему кохлеарной имплантации, все больше расширяется.

Поначалу систему кохлеарной имплантации рекомендовали лишь пациентам с двусторонней глухотой или с глубокой потерей слуха, граничащей с глухотой. Люди, которые были глухи на одно ухо, но хорошо слышали другим, не рассматривались как кандидаты на кохлеарную имплантацию. В качестве аргумента приводилось то, что человек достаточно хорошо слышит одним ухом, и более того – систему кохлеарной имплантации может этому лишь помешать. Помимо этого, возможности речевых процессоров прошлого поколения были не сравнимы с тем, на что способны современные устройства. В то время они производили слишком много мешающих фоновых звуков. Но сегодня качество процессоров систем КИ, прежде всего, в области обеспечения разборчивости речи, стало настолько хорошим, что даже при нормальном одностороннем слухе СКИ со стороны глухого уха уже не мешает, а наоборот – поддерживает слух.

Основная терапия и результаты слухового восприятия у взрослых пациентов в Центре слуха оториноларингологической клиники Ганноверского медицинского института

Кохлеарная имплантация при односторонней глухоте начинает постепенно развиваться. До настоящего времени в оториноларингологической клинике Ганноверского медицинского института систему кохлеарной имплантации получили 19 пациентов с односторонней глухотой. Консультативная работа с этой категорией пациентов опиралась на следующие ключевые показатели: поврежденное ухо, имеющее глубокую или граничащую с глухотой потерю слуха, должно получить систему кохлеарной имплантации. Второе ухо, имеющее нормальный слух или слабую потерю слуха, может обойтись без технического средства реабилитации, даже без слухового аппарата.

При обучении этой новой группы пациентов слуху через систему кохлеарной имплантации сформировался новый подход к реабилитации. В дальнейшем речь будет идти о людях с нормальным односторонним слухом, реабилитация которых имеет определенные особенности и трудности.

Первый тренинг после операции

Во время пятидневного этапа первой настройки аудиолог ежедневно проводит настройку, а сурдопедагог – индивидуальный слуховой тренинг для пользователей систем кохлеарной имплантации. Но, в отличие от кохлеарноимплантированных пациентов с двусторонней глухотой, при этом виде работы используется только метод прямой связи. Это значит, что пользователь систем кохлеарной имплантации подключает свой звуковой процессор через кабель к источнику аудиосигнала (CD, MP3-плеер). Благодаря этому тренируется лишь ухо с системой кохлеарной имплантации, а хорошо слышащее ухо из этого процесса исключено. Во время занятий сурдопедагог предлагает специальные упражнения на развитие слуховых навыков, которые в данном случае он берет с обучающего CD. Для понимания речи в естественной коммуникационной ситуации хорошо слышащее ухо закрывается антифоном. Он производится для пациента индивидуально, потому что только так можно гарантировать наиболее полную звукоизоляцию.

Чтобы пользователи СКИ могли проводить дополнительный слуховой тренинг самостоятельно, Ганноверский Центр слуха разработал программу слуховых упражнений для МР3-плеера. На этапе первой настройки пациенты получают в пользование МР3-плеер и книгу упражнений с разделом ответов. Таким образом, они могут упражняться самостоятельно, в зависимости от имеющегося времени и желания, когда это им удобно, и в любом месте. Содержание программы упражнений на развитие слуховых навыков варьируется от различения музыкальных инструментов через понимание гласных и согласных до понимания слов и фраз, а также распознавания речи в шуме.

В конце этапа первой настройки пользователям систем кохлеарной имплантации рекомендуют другой комплекс упражнений для продолжения слухового тренинга. Важно, чтобы они по-прежнему тренировали слух только для уха с системой кохлеарной имплантации. Помогают в этом разные обучающие CD или аудиокниги, имеющиеся в продаже.
 

Результаты: так человек слышит

Понимание речи, как на этапе первой настройки, так и во время последующих встреч, регулярно контролируется с помощью тестов. Для этого, в первую очередь, используются Фрайбургский тест на понимание речи (числительные и односложные слова) и фразовый тест HSM (Хохмайр, Шульц и Мозер, 1997 год) в тишине и в шуме. Разумеется, эти тесты также проводятся посредством прямой связи, когда пациент получает информацию от источника звука через специальный аудиокабель.

Пользователи систем кохлеарной имплантации с односторонней глухотой демонстрируют хорошие результаты уже после первой настройки. Понимание числительных составляет 96%, главные односложные слова понимаются на 42%. Для фразового теста в тишине достигается в среднем примерно 70%-е понимание, а для речи в шуме – 14%. На протяжении последних двух лет исследований средние значения в принципе остаются неизменными.

Одновременно с этим наблюдается большая разница слуховых результатов. Это говорит о том, что индивидуальные слуховые достижения складываются по-разному. То есть, в то время как одни пациенты непрерывно улучшают слуховые результаты с помощью систем кохлеарной имплантации  другим это дается труднее. В повседневной жизни отдельные слуховые достижения при использовании системой кохлеарной имплантации непосредственно не воспринимаются, потому что человек слышит обоими ушами.

Если же рассматривать двусторонний слух с системой кохлеарной имплантации, то большинство пациентов заявляет, что они очень довольны своим бинауральным слухом, и что синхронизация слуховых ощущений, поступающих с обоих сторон, протекает успешно.

Как правило, пациенты носят систему кохлеарной имплантации  в повседневной жизни в течение всего дня. Многие сообщают, что с ее помощью  они субъективно добиваются пространственного слуха, а также лучше понимают важную для них информацию в шуме.

В ходе своей практики мы получаем многочисленные конкретные примеры, в которых система кохлеарной имплантации оказывает существенную помощь в повседневной жизни. Один пациент, работающий на производстве с постоянным сильным шумом, приводит в качестве примера следующее четкое преимущество: он может пользоваться телефоном с помощью хорошо слышащего уха лишь тогда, когда производственный шум фильтруется системой кохлеарной имплантации  на глухом ухе и не мешает тому уху, которым он слушает телефон.

Упражняться, упражняться, упражняться – будущие перспективы

Разный прогресс слуховых результатов отчетливо свидетельствует о том, как важно мотивировать пациентов регулярно проводить упражнения на развитие слуховых навыков. Так как пользователи систем кохлеарной имплантации с односторонней глухотой имеют хорошо слышащее ухо с противоположной стороны, то мы рекомендуем упражняться с помощью таких носителей звука, как МР3-плеер, аудиокниги или музыка. В этом случае можно стабилизировать успешный результат слухового восприятия для имплантированного уха и развивать его в дальнейшем. Для этого требуется соответствующий материал, который отвечает текущему слуховому статусу пациента. Для хорошо слышащего пользователя систем кохлеарной имплантации это могут быть аудиокниги – хобби, которое приобретает все большую популярность у населения. Однако перед специалистами по-прежнему стоит трудная задача: совершенствовать систему кохлеарной имплантации и терапевтические приемы таким образом, чтобы пациент уже не хотел отказаться от использования системы кохлеарной имплантации в шумной окружающей обстановке и при направленном прослушивании.

«Cochlea-Implantate bei einseitiger Taubheit»
Angelika Strauß-Schier, Urte Rost
Reference: Journal «Schnecke» 73, September 2011