Если ребенок не говорит...

Если ребенок не говорит...

Если ребенок не говорит...

В последние годы увеличилось количество плохо говорящих или вовсе не говорящих детей.

Причины такого явления достаточно разнообразны: ухудшение экологической, социальной и психологической среды.  В связи с этим, роль среды при формировании и развитии речи ребенка  очень велика. Любые недостатки среды будут являться основной причиной, ограничивающих формирование речи ребенка. Рассмотрим более подробно некоторые причины нарушения речи.
 

ПОЧЕМУ ОН НЕ ЗАГОВОРИЛ?

Общая физическая ослабленность, частые болезни, незрелость, нарушение обмена веществ – неблагоприятные воздействия на организм ребенка, которые приводят к задержке речевого развития.

Речь ребенка развивается по подражанию речи окружающих. Соответственно, наличие дефектной речи в контактной среде ребенка может привести к нечеткости произношения в речи  ребенка.

Зачастую нарушения речи возникают вследствие психологических травм (страх, развод родителей, смена образовательного учреждения, рождение второго ребенка, переезд и пр.). Подобные ситуации задерживают речевое развитие ребенка, а иногда и являются причиной заикания.

Кроме того, у ребенка может отсутствовать речь по причине отсутствия у него слуха, нарушении моторики (в том числе при детском церебральном параличе) и других нарушениях.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Обратиться к специалисту:
Логопед проведет диагностику, выяснит вид нарушения речи, причину его возникновения и окажет квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь.

В домашних условиях:
Для нормального формирования речи ребенка необходимо положительно мотивированная коммуникация с использованием аудиального (слухового) канала для поступающей  информации. При  этом недостаточно простое прослушивание звуков речи и окружающего мира. Должна проходить постоянная коммуникация (общение) с ребенком на эмоционально положительном фоне, побуждая ребенка к самостоятельным высказываниям. Т.е. желательно, чтобы взрослый постоянно разговаривал с малышом, обращался к нему, комментируя все вокруг происходящее. Например, одевая ребенка, мама может перечислять детали надеваемой одежды,  умывая – предметы гигиены, кормя – еду и т.д. При этом можно использовать различные простые стихотворения.

Базой формирования и развития речи является практическая  (предметно-игровая) деятельность ребенка, которая создает основу для усвоения ребенком значений слов и формирования связи между предметом, явлением и  его звуковой  оболочкой (словом). Соответственно, чем шире предметно-практическая деятельность ребенка, тем больше его запас словаря.

При особенностях речевого развития ребенка будут чрезвычайно полезны различные игры, направленные на активизацию вокализаций ребенка.

Ребенок не говорит – тяжелая беда, обрушившаяся на плечи родителей, в их силах ее преодолеть. Вслед за отчаянием должны раздаваться вопросы родителей: «Что делать? Как помочь?». Ваша совместная с логопедом работа, несомненно, принесет свои плоды. И чем раньше Вы начнете работу дома, тем более спелые и большие будут эти плоды.

Успехов Вам!

Приложение 1

Стихотворения для развития речи

Ситуации

1. Умывание
Мыла мышка мылом лапки-
Каждый пальчик по порядку.
Мыла, мыла, мыла, мыла.
И ладошки не забыла.

2. Прием пищи
Открывает Витя рот -
Паровозик в рот идет.
Паровозик с кашей:
Кашей - малашей.

3. Одевание на прогулку
Одеваться будем быстро мы,
А придем домой мы чистыми.

Приложение 2

Первый словарь ребенка

A Б В Г Д Е
Автобус
Апельсин
арбуз


















 




Баба
бабушка
Банан
бантик
Беги
Бей
белка
белый
бери
блестит
Больно
Болит
Большой
брат
брови
бросай
брызгать
Будь здоров
бутылка





 
Ванная
вата
вверх
велосипед
веревка
весна
ветер
вечер
Видишь?
вилка
вкусно
вниз
Вода
Возьми
волк
Волосы
вороны
Вот
вперед
все
вспотел
вставай
выброси
выключатель

 
Где?
глаз
глаза
говори
голова
Горшок
горько
Горячо
город
Гремит
громко
грызть
грязно
губы
гулять










 
Да
давай
Дай
два
дверь
девочка
Деда
дедушка
делай
День
Дерево
Дети
диван
длинный
добрый
догоню
дождик
дом
домой
дорога
достань
дочка
драться
думай
дырка
дядя
Ешь
Ёлочка























 
Ж З И,Й К Л М
жарить
жарко
жди
желтый
жестко
жуй






































завтра
Зайка
Закрыть
залез
Занавеска
Занят
Занятие
Заниматься
Запутался
Заснул
засунул
зачем?
Здравствуй
зевать
Зеленый
Зеркало
Зима
знаю
зубы
























 
иголка
Играй
игрушки
Иди
Испачкал
испугался
ищи
Йогурт



































 
Какой?
Как мама
Капать
картина
кататься
Каша
кашлять
квадрат
Кисло
Клюв
ключ
Книжка
ковер
ковырять
Когда?
колготки
коленка
Колесо
Колобок
колючий
Коляска
комната
Ко мне
Кровать
Корова
короткий
Кошка
Кофта
красивый
Красный
Крем
крепко
Кричать
Крошка
круг
крыша
Крышка
Кто там?
Куда?
Кукла
Курочка Ряба
кухня
кушай
лает
Лампочка
Лево
Лепит
лес
Летит
лето
лиса
Лицо
лоб
ложись
Ложка
Лошадь
Лук
луна
лягушка



























 
Маленький
Мало
Мама
мальчик
машина
мишка
мне
много
Можно
мой
мокрый
молодец
молоко
музыка
Мыло
Мыться
мышка
мягко
мяукает
мяч























 
Н О П Р С Т
На
Надень
надо
Нажми
назад
найди
напиши
На руки
небо
не знаю
Нельзя
Не надо
Не мое
Нет
Не хочу
нитка
нога
ноги
ногти
нож
нос
носки
ночь





























 
обезьяна
обижать
обои
овал
огонек
одень
одеяло
один
одинаковые
окно
он
она
они
орехи
осень
острый
открыть
откуси
очки

































 
падает
палец
палка
Папа
пахнет
Пей
песня
Писай
Пить
Плакать
платок
плохо
площадка
подбери
подбородок
подожди
подстричь
поздно
поздоровайся
позови
поиграй
пойдем
полоски
покорми
помоги
попробуй
посади
построй
поцелуй
поедем
пол
положи
Полотенце
Пока
покажи
Попа
Попроси
посиди
Посмотри
потом
потряси
право
проснулся
Привет
Придет, пришел
прямоугольник
птичка
пуговица
пуп
пюре
пятки
пять
рано
растет
рвать
режет
резинка
рисует
родинка
розетка
рот
Рубашка
Рука
Руки
рыба







































 
сам
санки
свет
светит
светло
сделай
сегодня
сейчас
сестра
синий
скажи
скатерть
сладкое
сложи
слон
слушай
Смеяться
Сморкаться
Снег
снежинки
снять
собака
собираться
сок
соленое
солнце
сопли
соскучился
спокойной ночи
спи
спина
спрятаться
стекло
стол
страшно
стукнуть
стул
стучать
суп
сухарик
сухой
сын
Сядь








 
так
Там
Тапки
творог
телевизор
Телефон
Темно
тепло
тетя
ток
толстый
тонкий
трактор
треугольник
три
труба
туалет
Тут
ты

































 
У Ф Х Ц Ч Ш
Ударился
Уехал
узкий
Улитка
улица
Умываться
Упал
Устал
усы
утро
Ухо
уши
форма










 
хвост
хлеб
холодно
холодильник
хорошо
хочешь?
хобот
хрю-хрю



 
цветок
цыпленок









 
чайник
часы
чашка
черный
чеснок
четыре
чешется
чистый
читать
чихать
что там?
Что это?
Шапка
шарик
шарф
шесть
шея
шипит
широкий
шкаф
Штаны
шуба


Щ Э Ю Я

щенок



 
это



 
Я
Яблоко
ягода
язык
яйцо

Приложение 3

Игры, направленные на активизацию вокализаций ребенка

Ку-ку
Ребенку предлагается следующее зрелище – взрослый закрывается пеленкой, открывается, говорит: «Ку-ку (или  ААА)». Так повторяется несколько раз. Затем предлагается сделать то же самое ребенку.

Паровоз
Взрослый изображает едущий паровоз, двигаясь, совершая круговые движения руками и произнося: «Чух-чух-чух».  При этом он, ускоряя произнесение  звуков, он ускоряется сам и ускоряет свои движения; замедляя произнесение звуков, замедляется сам и замедляет свои движения. Далее это упражнение выполняется совместно с ребенком и ребенком самостоятельно.

Огуречик
Взрослый показывает ребенку три огурца разного размера (настоящие предметы, игрушки или изображения огурцов): большой – папа, средний – мама, маленький – ребенок. Огурец - папа говорит огурцу – сыну  низким голосом: «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет. Тебе хвостик отгрызет». Огурец - мама говорит огурцу – сыну  высоким голосом: «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет. Тебе хвостик отгрызет». При этом взрослый говорит высоким и низким голосом за родителей огурчика за ширмой, а ребенок должен показать, какой огурец это сказал, папа или мама.

Ноги-ножки
Взрослый показывает на картинке ребенку следы разного размера - большие и маленькие, комментируя большие следы низким голосом: «Большие  ноги шли по дороге: ТОП-ТОП-ТОП», маленькие – высоким голосом: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ». Затем ребенок сам выполняет задание, показывая нужные следы, после произнесения взрослым стихотворных фраз.

Марш
Мы сначала топ-топ,
А потом мы хлоп-хлоп.
А теперь мы топ-топ
И опять мы топ-топ.
Ребенок топает
Ребенок хлопает
Повторение «топ-топ» и «хлоп-
хлоп» в различном порядке

Сначала упражнение выполняется совместно со взрослым, а затем ребенок под произнесение стихотворения взрослым сам выполняет движения.

Клен
Влево наклон
Вправо наклон
Ветер тихо качает клен
Ребенок качается с поднятыми
руками в соответствующую сторону
Влево наклон
Вправо наклон
Ветер тихо качает клен


Влево наклон
Вправо наклон
Ветер тихо качает клен
Далее упражнение повторяется
снова, изменяется последовательность
называемых сторон наклона (влево,
вправо).



и т.д.


Ветер
Ветер дует нам в лицо Дети дуют
И качает деревцо. Дети качают поднятыми вверх руками
Ветерок все тише, тише. Дети постепенно опускают руки вниз
Деревца все выше, выше. Поднимают руки вверх и тянутся.

Зонтова О. В., Санкт-Петербург
Директор Центра интегрированного обучения «РОСТ»,
Преподаватель Российского Государственного
Педагогического Университете им. А.И. Герцена