Музыкальный терапевт. Фонопед
Заметка нашего музыкального терапевта и фонопеда Татьяны Малышевой.
Музыка является одним из эффективных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения и игр, при использовании правильно подобранных методов и приёмов, психические процессы и свойства личности развиваются, а эмоциональная сфера формируется.
Музыка для детей — незаменимый помощник, поскольку она выполняет несколько функций:
- способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста и помогает школьникам изучать иностранные языки;
- формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащает внутренний мир и служит прекрасным средством общения;
- прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство;
- является одним из способов сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.
Известно, что наша речь и музыкальный язык похожи по структуре и многим другим параметрам.
Мотиву в музыке соответствует слово. В речи и музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация и фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития — кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Если перенести это на понятие о речи, то это будет развитие диалогической и монологической речи. Один из видов музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи, — это пение.
Работа над голосом начинается с произношения гласных и согласных звуков на выдохе. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменением высоты голоса. Развитию речевого слуха способствует пение попевок из разных звуков.
«По дороге Петя шел
И горошину нашел.
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ох, ох, ох!
Где-то вырастет горох!»
Пение имеет большое значение для развития речевого дыхания, приучает рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Попевки и песни учат пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.
Пение также позволяет развивать у детей протяжное произношение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произношение согласных звуков, без лишнего напряжения, то есть помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), что, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.
Пение помогает развитию навыков чтения. Дети осваивают ритмический строй языка, так как им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти и воспитывают временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения.
Метрическая пульсация, связанная с движениями, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем) и оказывает положительное влияние на психику, что способствует общему оздоровлению организма.
Многие ученые отмечают, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Записаться на занятия к музыкальному терапевту вы можете по телефонам: