Заметки Тоши: Визуальное расписание

Заметки Тоши: Визуальное расписание

Заметки Тоши: Визуальное расписание
16 июня 2025

Заметка Тоши от сурдопедагога Кондратюк Ирины Николаевны.

Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто, это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.

Визуальное расписание используют для неговорящих детей, для детей с РАС, СДВГ, ЗПР.

Виды визуального расписания:


Предметное расписание. Это самый простой вид расписаний, который хорошо помогает тем детям, кто плохо владеет речью или практически не разговаривают. Занятия в таких расписаниях отображаются конкретными предметами.

Расписания-картинки. Когда ребенок с нарушением коммуникации и эмоционально-волевой сферы приходит на занятие педагог, как правило начинает использовать расписания — картинки или фотографии. Что именно вам выбрать — рисунки или фото — во многом зависит от ребенка. Кто-то из детей отдает предпочтение одному, а кто-то другому способу кодирования.

Картинки и фотографии могут быть как цветными, так и черно-белыми. Здесь главное учитывать интересы и уровень развития ребенка.

Написанное расписание. Это расписание лучше всего подходит для тех, кто умеет читать. Если ребенок только начинает учиться чтению, вы можете добавить к расписанию из картинок некоторые написанные слова.

Что делает визуальное расписание?


Оно рассказывает вашему ребенку, что должно произойти и расписывает порядок событий.

Использование визуального расписания может повысить уровень самостоятельности вашего ребенка. Он может научиться переключаться между разными видами деятельности, используя расписание вместо того, чтобы полагаться на кого-то, кто их переключит или даст вербальную подсказку о переходе к новому виду деятельности.

Большинство родителей не следуют расписанию дома. Детям с нарушениями коммуникации и эмоционально-волевой сферы сложнее ориентироваться при неструктурированном времени, им проще, когда их жизнь более структурирована.

Преимущества использования визуального расписания при работе с ребенком:

  • Помогает через рецептивную систему коммуникации улучшить понимание.
  • Помогает ребенку обучиться новым вещам и расширить круг своих интересов.
  • Помогает повысить уровень гибкости.
  • Помогает ребенку оставаться спокойным и уменьшает количество проявлений нежелательного поведения.
  • Помогает ребенку развивать свою самостоятельность и как результат повышать самооценку.
Несмотря на эти преимущества, введение визуального расписания может показаться пугающей и затратной по времени задачей для многих семей. Помните о том, что расписание не обязано быть совершенным, отпечатанным на компьютере и ламинированным. Ваш ребенок воспримет одинаково как приклеивание нарисованных вами на стикерах картинок, так и печатных картинок.

К тому же время, которое вы потратите на составление расписания, приведёт в итоге к экономии вашего времени, которое сейчас вы тратите на решение поведенческих проблем и выполнение каких-то действий вместе с вашим чрезмерно зависимым ребенком. Также это сэкономит время вашего ребенка, повысив уровень его навыков.

Наши специалисты