Сурдопедагог
Узнаем вместе с нашим сурдопедагогом Ириной Кондратюк про визуально-ритмические ряды.
Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Работа с ними — один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Деткам с такими нарушениями сложно переключаться со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью визуально-ритмических рядов ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм, и это поможет ему научиться переключаться.
Визуально-ритмический ряд способствует:
- Развитию чувства ритма (развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия).
- Развитию мелкой моторики (развитию фонематического слуха).
- Коррекции слоговой структуры слова (автоматизации и дифференциации нарушенных звуков).
Стоит придерживаться нескольких правил:
- Сначала пространство можно разделить на окошки, чтобы ребенок видел, где пусто, а где занято.
- На первых этапах предлагайте детям абсолютно разные предметы по визуальным признакам, потом они могут отличаться только формой или только цветом, или каким-то элементом.
- Выкладывать ряд можно сначала со слуховой подсказкой. Выкладывая, вы проговариваете: цветок — листик — цветок — листик. Что дальше?
- Когда этот этап ребенок выполняет легко, начинаете выполнять это задание молча.
Визуально-ритмические ряды могут быть в горизонтальной, вертикальной или круговой плоскости. Круговая — самая сложная, горизонтальная — самая простая. На визуально-ритмические ряды очень удобно и полезно накладывать моторные программы и цепочки рядов (звуковых, слоговых). После того как ребенок усвоил ряд 1:1, ему предлагаются ряды 2:1; 1:2; 1:1:1. А потом вы можете варьировать по своему желанию.