Заметки Тоши: Визуально-ритмический ряд

Заметки Тоши: Визуально-ритмический ряд

Заметки Тоши: Визуально-ритмический ряд
25 апреля 2022

Узнаем вместе с нашим сурдопедагогом Ириной Кондратюк про визуально-ритмические ряды.

Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Работа с ними — один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Деткам с такими нарушениями сложно переключаться со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью визуально-ритмических рядов ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм, и это поможет ему научиться переключаться.

Визуально-ритмический ряд способствует:

  • Развитию чувства ритма (развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия).
  • Развитию мелкой моторики (развитию фонематического слуха).
  • Коррекции слоговой структуры слова (автоматизации и дифференциации нарушенных звуков).

Стоит придерживаться нескольких правил:

  • Сначала пространство можно разделить на окошки, чтобы ребенок видел, где пусто, а где занято.
  • На первых этапах предлагайте детям абсолютно разные предметы по визуальным признакам, потом они могут отличаться только формой или только цветом, или каким-то элементом.
  • Выкладывать ряд можно сначала со слуховой подсказкой. Выкладывая, вы проговариваете: цветок — листик — цветок — листик. Что дальше?
  • Когда этот этап ребенок выполняет легко, начинаете выполнять это задание молча.

Визуально-ритмические ряды могут быть в горизонтальной, вертикальной или круговой плоскости. Круговая — самая сложная, горизонтальная — самая простая. На визуально-ритмические ряды очень удобно и полезно накладывать моторные программы и цепочки рядов (звуковых, слоговых). После того как ребенок усвоил ряд 1:1, ему предлагаются ряды 2:1; 1:2; 1:1:1. А потом вы можете варьировать по своему желанию.