Как вы думаете, какие первые три слова будут очень нужны малышу? Давайте узнаем у нашего сурдопедагога Виктории Емцовой.
Часто ребенка учат произносить звукоподражания — «мяу», «аф» («ав»), «му-у» и т.д. Но пригодятся ли они человеку, который учится говорить? Чтобы показывать животных на картинке — да, для жизненных ситуаций — вряд ли.
Вместо звукоподражаний животных предлагаю вводить в актив ребенка короткие слова и междометия, обозначающие его состояние. Например, «ай», если больно; «тссс», если хочется, чтобы было тише; «ой», если чем-то расстроен.
Есть важные слова, которые помогут ребенку выражать свое отношение к чему-либо, обозначать свои границы, указывать на опасность или нежелательные действия по отношению к самому себе:
«Нет» — короткое волшебное слово, которое снизит количество эпизодов нежелательного поведения у ребенка, т.к. он получит возможность выбора. Обучая пониманию и введению в актив этого слова, будьте готовы, что ребенок будет часто его употреблять.
«Да» — это тоже право выбора. Когда малыш сможет говорить «да» или «нет», будьте последовательны и не предлагайте на выбор ребенку то, на что не готовы услышать в ответ «да». Например, если не хотите давать конфету, не спрашивайте: «Ты хочешь конфету?»
«Стоп» — слово, которое символизирует завершение действия, помогает понять, что ребенок хочет остановить что-то. А понимание этого слова, может помочь остановить ребенка для его безопасности, например, на дороге.
Кроме того, эти три слова можно не только сказать, но и показать естественными жестами, что облегчает их использование.