Нейропсихолог. Клинический психолог
Рассказывает наш нейропсихолог Анастасия Ульянова.
Дети «копуши» медленно одеваются, едят, медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых. От своей медлительности страдают сами «копуши»: взрослые на них раздражаются, ругают.
Причины медлительности детей лежат в своеобразии функционирования центральной нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов.
Как помочь медлительным детям?
- Не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-либо вместе с ребенком. Спешка вызовет у него еще большее замедление реакции.
- Необходимо спокойно разговаривать с ребенком, помнить, что он «копается» не назло вам, просто не может иначе.
- Постарайтесь общаться с ребенком без упреков. Ровный тон и доброжелательное обращение гораздо эффективнее, чем крик и наказания.
- Высчитывайте время так, чтобы дать возможность ребенку собраться в том темпе, в котором он может.
- Соблюдайте режим дня.
- Обсуждайте с ребенком предстоящий день.
- Научите ребенка следить за временем. В этом могут помочь песочные часы, которые дают реальную зрительную картинку «убегающих» минут.
- Потренируйте малыша собирать игрушки, одеваться, пока песок сыпется. Это даст ребенку возможность самостоятельно оценить скорость своих действий. Похвалите его, если он уложился по времени, не ругайте, если что-то пока не получилось.
- Указания со стороны взрослого должны быть короткими и ясными. Например: «Надень куртку». После того, как ребенок надел куртку, попросите выполнить следующее задание.
- Некоторым детям недостаточны указания на слух. Устанавливайте с ними зрительный и тактильный контакты. Подойдите к ребенку, ласково дотроньтесь до него, посмотрите ему в глаза.
- Старайтесь избегать ярлыков. Не нужно говорить: «Ты всегда опаздываешь» и т. п. Если ребёнок не успел, старайтесь не делать за него.
- Позволяйте получить опыт, иногда можно и позволить опоздать!
- Помните, что общение и воспитание медлительных детей требует от родителей большого терпения, чувства юмора и фантазии.