Слышит или не слышит? Типичные ошибки родителей при самостоятельном тестировании детей на слух

Слышит или не слышит? Типичные ошибки родителей при самостоятельном тестировании детей на слух

Слышит или не слышит? Типичные ошибки родителей при самостоятельном тестировании детей на слух

Настройка процессоров кохлеарных имплантов или слуховых аппаратов – важный фактор для успешного слухоречевого развития детей с нарушениями слуха. Однако очень многие родители относятся к нему не просто серьезно, а, как говорят специалисты, гиперчувствительно. Это проявляется в частых проверках слуха ребенка, которые папы и мамы проводят самостоятельно. Заниматься с детьми, безусловно, нужно. Не лишним является и периодическое тестирование, однако родителям стоит знать о том, как это делать правильно. О грамотном подходе к проверке слуха ребенка в домашних условиях рассказывают специалисты Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Со»: исполнительный директор, речевой терапевт Анна Рябчикова и сурдопедагог Оксана Чухланцева.

Анна Рябчикова и Оксана Чухланцева

Как часто нужно настраивать звуковые процессоры кохлеарных имплантов или слуховые аппараты ребенка? Существует ли какой-то график?

Анна Рябчикова: Вначале небольшое уточнение. Принцип работы слухового аппарата – усиливать звук, а кохлеарный имплант обеспечивает электрическую стимуляцию органов слуха. Это разные процессы. Кохлеарноимплантируемый ребенок получает слух сразу, а ребенок со слуховыми аппаратами тренирует слух путем получаемого опыта ношения аппаратов. Поэтому детям со слуховыми аппаратами необходимо проверять настройки один раз в полгода, и перед этим обязательно делать свежую аудиограмму и игровую аудиометрию. Их родителям нужно следить не за качеством настройки, а за тем, чтобы у ребенка не снижался слух. И если это по каким-то причинам произошло, нужно незамедлительно обратиться к аудиологу и поднастроить слуховые аппараты, чтобы малышу было не только комфортно, но и не случилось потери времени. Потому что если настройки делались, например, на вторую степень тугоухости, а спустя некоторое время у ребенка произошло снижение до третьей или четвертой степени, то слуховые аппараты будут работать непродуктивно. Соответственно, юному пользователю будет сложно слышать, а значит, общаться, учиться и развиваться. Несвоевременная настройка – это шаг назад в достигнутых успехах в слухоречевой реабилитации.

Оксана Чухланцева: Что касается кохлеарноимплантируемых детей, то в первый год после подключения звукового процессора настройки и консультации сурдолога проводятся один раз в три месяца. Второй год – раз в шесть месяцев и далее – один раз в год. Безусловно, эти сроки можно немного сдвигать. Подчеркну, что настройка – это очень важный процесс, к которому нужно относиться серьезно. Папы и мамы должны быть очень внимательными, бдительными, чтоб вовремя заметить тревожные сигналы и обратиться за консультацией к аудиологу.

А как проявляется родительская гиперчувствительность?

Анна Рябчикова: Есть беспокойные родители, которые чуть ли не ежедневно проверяют, слышит ребенок или нет. Особенно часто это проявляется у родителей кохлеарноимплантированных малышей. Таких пап и мам мы условно называем гиперчувствительными к вопросу качества настройки. Тестирование они проводят интуитивно, не зная и не понимая многих нюансов, а затем делают неправильные выводы и устремляются на внеплановый прием к аудиологу.
 
Расскажу о наиболее частых ошибках.

Первая и самая популярная – окликнуть малыша по имени и, если он не реагирует, решить, что ребенок не слышит. Реакция на имя – абсолютно не показатель ни качества настройки, ни слухового восприятия как в данный момент, так и в целом. Во время оклика ребенок может быть чем-то сильно увлечен, у него нет настроения или даже желания поворачиваться на зов.
 
Оксана Чухланцева: Еще родители очень любят проверять детей, гремя у них за спиной различными предметами, например кастрюлей с крышкой. От неожиданного и резкого грохота малыш может вздрогнуть, заморгать. И тут же следует заключение, что звуковой процессор плохо настроен, и ребенок испытывает дискомфорт. Конечно, такой тест не может достоверно выявить столь серьезную проблему – завышенную громкость процессора. Ведь испугаться и вздрогнуть от неожиданности при громком и резком звуке может и слышащий человек. Дети с нарушенным слухом точно так же реагируют на подобные сигналы. Но это не значит, что у них плохо настроены звуковые процессоры или слуховые аппараты, и они испытывают дискомфорт. Об этой проблеме можно судить только по многократной реакции малыша на громкие, но не неожиданные и не резкие звуки. Если ребенок, например, при ударе барабана каждый раз пугается, моргает или даже скидывает процессор, это действительно может указывать на дискомфорт. Во всех остальных случаях волнение родителей излишне.

Анна Рябчикова: Тестируют не только с помощью громких, но и супертихих звуков. Взрослые, находясь от малыша на приличном расстоянии, шепчут ему какие-то слова. Такую проверку считаем неадекватной по многим причинам. Во-первых, часто она проводится в довольно шумной обстановке, где присутствует много посторонних звуков (например, работает телевизор, кто-то шуршит газетой, с улицы доносится рев проезжающих машин). Во-вторых, малыш не сосредоточен, он занимается своими делами и не знает, что в данный момент его проверяют. В Центре «Тоша» мы, конечно, проводим подобное тестирование. При этом ребенок осознает, что происходит, а специалист знает, какие звуки можно давать этому малышу, какой диапазон он воспринимает. Отмечу, что шепот – это достаточно высокий уровень слухового восприятия, такой тест можно проводить только детям, у которых практически полностью сформирована речь. А неопытные папы и мамы шепчут слова своим чадам, которых подключили чуть ли не месяц назад. После чего приходят к аудиологу и сетуют, что их ребенок не слышит, тогда как он просто не умеет еще отличать речевые звуки от неречевых.

Оксана Чухланцева: Также нередко беспокойство родителей вызывает то, что ребенок может переспрашивать. В большинстве случаев это не является показателем для коррекции настройки. Когда нам поступают подобные жалобы, мы уточняем: в какие моменты малыш переспрашивает. Если он это делает только на улице, а в спокойной домашней обстановке нет, то причина кроется в посторонних шумах, рассеянном внимании, более интересных вещах, которые его окружают. Если переспрашивает или повторяет каждую обращенную к нему фразу – это значит, что есть сопутствующее речевое нарушение, называемое эхолалия. Его исправлением занимаются психологи, дефектологи, логопеды. Консультация аудиолога необходима тогда, когда ребенок с хорошим уровнем речи вдруг резко начал переспрашивать. Возможно, ухудшилась разборчивость, и причина действительно может быть в настройке. В остальных случаях чаще всего корректировка не требуется.

Как все-таки родитель может проверить, хорошо ли ребенок слышит?

Анна Рябчикова: Основной метод – это условно-двигательная реакция, выполнение определенных действий на поступающий сигнал. Это может быть бросание мячей в корзинку, шариков в банку и тому подобное. Главное, нужно донести до ребенка правило: слышишь – выполни действие. В нашем Центре «Тоша» это упражнение мы отрабатываем на первоначальном этапе слухоречевой реабилитации и, конечно, учим этому приему родителей. Начинаем с бытовых звучаний, в частности, музыкальных инструментов – это удобно и показательно. Низкие частоты – барабан, средние частоты – колокольчик или клаксон, далее можно брать более тихие высокие частоты – маракасы. То есть первым идет барабан, а если все получается у ребенка, то двигаемся дальше. При этом увеличиваем расстояние между инструментом и слушающим его малышом. По такому методу можно и нужно судить о качестве настройки, в том числе в домашних условиях. И только после того, как есть реакция ребенка на бытовые звучания, и он их хорошо освоил, можно попробовать провести тестирование на речевых звуках.
 
Оксана Чухланцева: Проводить занятия по методу условно-двигательной реакции на начальном этапе нужно слухозрительно. То есть ребенок должен видеть барабан и то, что по нему стучат, и слушать его. Послушал – положил шарик в баночку. Обязательно меняйтесь с малышом ролями, чтобы он умел не только выполнять, но и давать подобное задание взрослому. После того, как ребенок усвоит это упражнение, барабан можно спрятать и попытаться выполнить упражнение на слух. Если не получается, нужно вернуться на исходную позицию и проработать с помощью и зрения, и слуха. Как уже говорилось, после барабана нужно постепенно использовать другие музыкальные инструменты, с более высокими частотами. И только когда малыш начнет уверенно реагировать на сигналы инструментов, можно переходить к упражнениям на речевые звуки. Это очень важно, так как дети не могут сразу усвоить речь.

С чего нужно начинать освоение речи?

Анна Рябчикова: Так же, как и в случае с музыкальными инструментами – с низкочастотных звуков, таких как «м», «н», «б». Далее переходим к средним – «п», «т», «к» и затем к высоким – «ц», «с», «ф».
 
Нередко бывает, что ребенок путает звуки в речи, а родители считают, что это происходит из-за того, что он плохо слышит, а значит, ему срочно нужна настройка. Это, конечно, не всегда так. Если малыш вместо «шапка» говорит «фапка», нужно в первую очередь понять, различает ли он звуки «ш» и «ф» на слух. Выясняем это опять же с помощью метода условно-двигательной реакции. Даем малышу два ведерка, в одно он должен кидать шарик, когда услышит звук «ф», в другой – «ш». Сначала называем только звуки, потом слоги с ними, затем слова. Если ребенок правильно распределяет шарики, значит, он различает эти звуки. Но при этом в своей речи он все равно допускает ошибки, говорит «фифка» вместо «шишка» и так далее. Проблема не в звуковом процессоре и не в слуховых аппаратах, а в том, что у ребенка не сформировано именно произношение этих звуков. Возможно, это нарушения артикуляции или он просто не умеет их говорить, не научился. В таком случае идти нужно не к аудиологу, а, как и в случае со слышащим малышом – к логопеду.
 
Оксана Чухланцева: Важно знать, что на начальном этапе слухоречевого развития дети не умеют слышать тихие звуки. Поэтому советуем родителям приучать к ним ребенка постепенно, обращая внимание сначала на звучание льющейся воды, шуршание бумаги, чтобы малыши послушали и усвоили эти звуки, умели их соотносить с источником. А потом по той же схеме переходили на тихие речевые звучания, вплоть до шепота. То есть ребенка нужно постоянно тренировать слышать незнакомые для него сигналы, речь. Так процесс развития слухового восприятия будет проходить быстрее.

 Подведем итоги и выделим самые важные моменты, которые должны знать родители:

  1. Проводить самостоятельное тестирование на слух нужно не чаще одного раза в месяц.

  2. Отсутствие реакции ребенка на свое имя, произнесенное не на занятиях, не является показателем плохого слуха и необходимости настройки.

  3. Перед тестированием слуха родитель обязательно должен предупредить ребенка о том, что у них занятие, и он сейчас будет слушать разные звуки.

  4. Проверять, испытывает ли ребенок дискомфорт при громких звуках, следует так, чтобы малыш видел предмет. Если каждый раз при резком сигнале ребенок пугается, закрывает уши, плачет, моргает, срывает речевой процессор, это свидетельствует о дискомфорте. В таком случае для его устранения нужно обратиться к аудиологу.

  5. Тестировать слух с помощью шепота можно только у детей, речь которых практически полностью сформирована.

  6. Лучшим методом проверки слуха является условно-двигательная реакция, когда малыш должен выполнить определенные действия на поступающий сигнал. Проводится в форме игры.

  7. Слух ребенка необходимо тренировать не только на занятиях в реабилитационных центрах, но и дома, используя советы и рекомендации специалистов.





Фотографии