Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация на сегодняшний день является прогрессивным и единственным эффективным способом реабилитации детей с тотальной глухотой.

Во всем мире насчитывается более 110 тысяч людей с вживленными кохлеарными протезами.

После установки кохлеарного импланта предполагается система реабилитационных мероприятий, начинающаяся с первого включения речевого процессора и его настройки и последующими занятиями по слухоречевому продвижению. Слуховая послеоперационная реабилитация - этап самый долгий, от нескольких недель до нескольких лет, и на этом этапе организуется система помощи пациентам и их семьям.

Процесс слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации включает коррекционно-педагогическую работу и формирование речевой деятельности, которые проходят по этапам:

1. Начальный этап формирования слуховых представлений с использованием возможностей слухового импланта с переходом от недифференцированных звуков к более дифференцированным. Очень важным на данном этапе является помещение ребенка в звуковую и речевую среду, искусственно усиленную. Речевых и неречевых сигналов, непосредственно обращенных к ребенку, должно быть намного больше, чем при нормальном развитии слуха. Ребенок после кохлеарной имплантации должен видеть людей, общающихся друг с другом, взрослые должны специально демонстрировать обращение друг к другу с помощью звучащей речи, фиксировать внимание на результатах речевого воздействия, на разговорах по телефону и т.д.

2. Слуховые представления у детей после последующих настроек речевого процессора становятся более точными, дети слышат речевые и неречевые звуки различной громкости и частоты. Ребенок при соответствующей коррекционно-педагогической помощи овладевает устной речью, соотносит звук с действием или предметом, различает характеристики звуков (высота, интенсивность и т.д.). Спонтанная устная речь в процессе слухоречевой реабилитации детей формируется за счет отраженного повтора речи взрослых при совместной игровой или предметной деятельности. В активной речевой среде у ребенка навыки речевого поведения начинают закладываться непроизвольно. Он смотрит в лицо говорящего, пытается понять обращенную к нему речь, появляется потребность в речевых контактах, их эмоциональная окраска. Взаимодействие с окружающими обостряет потребность в общении, создает условия для подражания, усиливает внимание к речевым и предметным действиям. Обучение речи на этом этапе проводится на целых словах и фразах.

3. Развитие активного речевого общения направлено на использование устной речи, как средства общения с окружающими людьми. Устанавливается прочная связь между слуховыми и речедвигательными образами. При обращении к взрослым дети активно используют накопленный к этому времени словарь, обращают внимание на действия взрослого, понимают их значение и связывают со словами. На этом этапе слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации очань важно развивать грамматические представления детей и их произносительные навыки.

В результате коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантаци, у них формируется адекватное слухоречевое поведение, позволяющее им активно использовать развивающиеся слуховые ощущения для восприятия, понимания и воспроизведения устной речи.