Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации
Задать вопрос
Хотите узнать больше? Спросите нас! 

Кохлеарная имплантация на сегодняшний день является прогрессивным и единственным эффективным способом реабилитации детей с тотальной глухотой.

Во всем мире насчитывается более 110 тысяч людей с вживленными кохлеарными протезами.

После установки кохлеарного импланта предполагается система реабилитационных мероприятий, начинающаяся с первого включения речевого процессора и его настройки и последующими занятиями по слухоречевому продвижению. Слуховая послеоперационная реабилитация - этап самый долгий, от нескольких недель до нескольких лет, и на этом этапе организуется система помощи пациентам и их семьям.

Процесс слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации включает коррекционно-педагогическую работу и формирование речевой деятельности, которые проходят по этапам:

1. Начальный этап формирования слуховых представлений с использованием возможностей слухового импланта с переходом от недифференцированных звуков к более дифференцированным. Очень важным на данном этапе является помещение ребенка в звуковую и речевую среду, искусственно усиленную. Речевых и неречевых сигналов, непосредственно обращенных к ребенку, должно быть намного больше, чем при нормальном развитии слуха. Ребенок после кохлеарной имплантации должен видеть людей, общающихся друг с другом, взрослые должны специально демонстрировать обращение друг к другу с помощью звучащей речи, фиксировать внимание на результатах речевого воздействия, на разговорах по телефону и т.д.

2. Слуховые представления у детей после последующих настроек речевого процессора становятся более точными, дети слышат речевые и неречевые звуки различной громкости и частоты. Ребенок при соответствующей коррекционно-педагогической помощи овладевает устной речью, соотносит звук с действием или предметом, различает характеристики звуков (высота, интенсивность и т.д.). Спонтанная устная речь в процессе слухоречевой реабилитации детей формируется за счет отраженного повтора речи взрослых при совместной игровой или предметной деятельности. В активной речевой среде у ребенка навыки речевого поведения начинают закладываться непроизвольно. Он смотрит в лицо говорящего, пытается понять обращенную к нему речь, появляется потребность в речевых контактах, их эмоциональная окраска. Взаимодействие с окружающими обостряет потребность в общении, создает условия для подражания, усиливает внимание к речевым и предметным действиям. Обучение речи на этом этапе проводится на целых словах и фразах.

3. Развитие активного речевого общения направлено на использование устной речи, как средства общения с окружающими людьми. Устанавливается прочная связь между слуховыми и речедвигательными образами. При обращении к взрослым дети активно используют накопленный к этому времени словарь, обращают внимание на действия взрослого, понимают их значение и связывают со словами. На этом этапе слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации очань важно развивать грамматические представления детей и их произносительные навыки.

В результате коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантаци, у них формируется адекватное слухоречевое поведение, позволяющее им активно использовать развивающиеся слуховые ощущения для восприятия, понимания и воспроизведения устной речи.