Технологическое развитие и постоянное совершенствование современных методов восстановления слуха дают возможность слабослышащим детям слышать практически все звуки окружающего мира.
Однако, возможность слышать при помощи технических устройств еще не значит, что все звуки, воспринимаемые ребенком, будут им автоматически услышаны и поняты. Для этого необходима методическая слухоречевая реабилитация, которая подразумевает создание естественных условий для развития детей с нарушением слуха, формирования у них адекватного слухового восприятия и внятной речи.
Успех выполнения технологий слухоречевой реабилитации зависит от постоянного взаимодействия с ребенком всех, кто его окружает и участвует в этом процессе. Ключевая роль принадлежит родителям и членам семьи слабослышащего ребенка, а также специалистам - сурдопедагогам, психологам, логопедам.
В настоящее время разработаны и успешно применяются целый ряд методик реабилитации детей с различными слуховыми нарушениями:
- Метод LRS - «Слушание-чтение-говорение».
- Метод Е.И.Леонгард.
- Верботональная методика.
- Метод развития слуха и мышления по Л.Грамматико.
- Билингвистический метод.
- Методика Т.К.Королевской.
- Адаптивный метод.
- Полисенсорный метод.
- Метод моторного восприятия.
- Целостный метод развития слуха и речи.
Разнообразие обучающих методик дает возможность выбора при индивидуальном подходе к коррекционной работе с нарушением слуха у детей. Основополагающими для всех авторских методик обучения являются следующие принципы:
- как можно более раннее начало обучения детей с нарушенным слухом;
- создание речевой среды для правильного формирования речи;
- обеспечение всестороннего развития детей на основе коррекции имеющихся проблем;
- учет закономерностей психофизического развития дошкольников.
В процессе реабилитации детей с нарушением слуха большая роль отводится игровым занятиям. Этот вид обучения хорошо воспринимается детьми, а все упражнения для детей с нарушением слуха, которые выполняются в игровой форме, лучше закрепляют слуховые и речевые навыки. Взаимному общению и всестороннему развитию детей с нарушением слуха способствуют хоровые декламации с музыкальным сопровождением, групповые речевые занятия.
С 2-3-летнего возраста такая работа проводится в специализированных детских садах для слабослышащих детей, а затем продолжается в специализированных школах.
Целью слухоречевой реабилитации является достижение необходимого уровня развития слухового восприятия и речи для дальнейшего обучения ребенка в общеобразовательной школе.
Современная государственная программа по развитию инклюзивного обучения детей с ОВЗ дают возможность детям с нарушением слуха всесторонне развиваться и получать образование наравне со слышащими сверстниками.