Расстройство аутистического спектра (РАС). Аутистический спектр у детей

Расстройство аутистического спектра (РАС). Аутистический спектр у детей

Расстройство аутистического спектра (РАС). Аутистический спектр у детей

Расстройствами аутистического спектра (РАС) принято считать комплексные нарушения психического развития, характеризующиеся социальной дезадаптацией, неспособностью к общению и социальному взаимодействию, а также стереотипным поведением (многократным повторением однообразных действий).

В последние 30-40 лет, по данным статистики, частота встречаемости РАС значительно увеличилась - от 4-5 человек на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. У мальчиков это заболевание встречается чаще, чем у девочек (4:1). Ученые во всем мире, изучающие проблемы аутизма, не пришли к единому мнению о причинах такого резкого увеличения заболеваемости РАС.

Основные проявления РАС у детей

Для того, чтобы распознать наличие признаков аутистического спектра у ребенка, родители должны внимательно следить за его поведением, замечать все необычное, не свойственное возрастной норме. Эти признаки можно выявить у ребенка 2-3 лет.

РАС у детей рассматривается как нарушение развития, затрагивающее все сферы психики - интеллект, эмоции, чувствительность, движения, мышление, память, речь.

Заболевание проявляется следующими симптомами:

  • трудности в общении, отсутствие эмоционального контакта с окружающими;
  • различные нарушения: речевого развития, восприятия, исследовательского поведения, пищевого поведения, моторного развития, поведения самосохранения;
  • плохая память и затруднения в концентрации внимания;
  • особенности мышления - ребенку сложно понять логику другого человека и последовательность событий;
  • поведенческие проблемы: негативизм, агрессия, стереотипии, страхи.
Каждый случай РАС индивидуален: у ребенка могут наблюдаться все перечисленные признаки в тяжелой степени проявления, а может быть более легкий вариант течения, при котором необычные особенности ребенка едва заметны.

Классификация расстройств аутистического спектра

Самыми основными и часто встречающимися на практике видами РАС являются:

1. Синдром Каннера - ранний детский аутизм. В зависимости от степени отгораживания от внешнего мира проявляется у детей в 4-х формах:

  • Полная отрешенность от происходящего.
  • Активное отвержение.
  • Захваченность аутистическими интересами.
  • Трудность организации общения и взаимодействия.
2. Синдром Аспергера. Нарушений в умственном развитии не отмечается, страдает лишь коммуникативная сторона - не умеют сопереживать, устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой.

3. Синдром Ретта. Очень редкое заболевание, встречается чаще у девочек. Характерным для этого синдрома являются однообразные, стереотипные движения рук, не носящие целенаправленного характера.

4. Детский психоз. Характерны стереотипии в поведении, коммуникативные расстройства, нарушения социального поведения. Речь неясная, иногда представляющая собой бессмысленный набор слов. Могут застывать на месте, как куклы.

5. Атипичный аутизм. От обычного аутизма отличается отсутствием какого-либо одного из «триады» основных признаков.

Коррекция больных с РАС

В процессе комплексной коррекционной работы можно достичь купирования негативных проявлений РАС и включения ребенка в социум. Комплекс реабилитационных мероприятий состоит из следующих направлений:

  1. Психологическая коррекция - опирается на широкий спектр методик, из которых мировое признание и наибольшее распространение получили программы АВА-терапия и ТЕАССН.

  2. Нейропсихологическая коррекция - комплекс занятий, состоящий из дыхательных, мимических, глазодвигательных упражнений, способствующих развитию коммуникативной и когнитивной сфер.

  3. Психосоциальная терапия - работа с ребёнком по формированию умственных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для дальнейшей социальной адаптации по мере взросления ребёнка с РАС.

  4. Логопедическая коррекция - ориентирована на развитие слухового внимания, фонетического и речевого слуха, формирование словарного запаса.

  5. Медикаментозная коррекция может помочь при некоторых формах аутизма. По соответствующим показаниям врач назначит ноотропы, витамины группы В, препараты психотропного ряда, иногда могут понадобиться противоэпилептические средства.

  6. Работа с семьей и окружением ребёнка. Данный вид коррекции чрезвычайно важен и направлен, в первую очередь, на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи. Зачастую родители детей с РАС также нуждаются в психотерапевтической поддержке и программе специальных тренингов, направленных на понимание проблемы, реальность её решения и осмысленность поведения в сложившейся семейной ситуации.