Расстройствами аутистического спектра (РАС) принято считать комплексные нарушения психического развития, характеризующиеся социальной дезадаптацией, неспособностью к общению и социальному взаимодействию, а также стереотипным поведением (многократным повторением однообразных действий).
В последние 30-40 лет, по данным статистики, частота встречаемости РАС значительно увеличилась - от 4-5 человек на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. У мальчиков это заболевание встречается чаще, чем у девочек (4:1). Ученые во всем мире, изучающие проблемы аутизма, не пришли к единому мнению о причинах такого резкого увеличения заболеваемости РАС.
Основные проявления РАС у детей
Для того, чтобы распознать наличие признаков аутистического спектра у ребенка, родители должны внимательно следить за его поведением, замечать все необычное, не свойственное возрастной норме. Эти признаки можно выявить у ребенка 2-3 лет.
РАС у детей рассматривается как нарушение развития, затрагивающее все сферы психики - интеллект, эмоции, чувствительность, движения, мышление, память, речь.
Заболевание проявляется следующими симптомами:
- трудности в общении, отсутствие эмоционального контакта с окружающими;
- различные нарушения: речевого развития, восприятия, исследовательского поведения, пищевого поведения, моторного развития, поведения самосохранения;
- плохая память и затруднения в концентрации внимания;
- особенности мышления - ребенку сложно понять логику другого человека и последовательность событий;
- поведенческие проблемы: негативизм, агрессия, стереотипии, страхи.
Классификация расстройств аутистического спектра
Самыми основными и часто встречающимися на практике видами РАС являются:
1. Синдром Каннера - ранний детский аутизм. В зависимости от степени отгораживания от внешнего мира проявляется у детей в 4-х формах:
- Полная отрешенность от происходящего.
- Активное отвержение.
- Захваченность аутистическими интересами.
- Трудность организации общения и взаимодействия.
3. Синдром Ретта. Очень редкое заболевание, встречается чаще у девочек. Характерным для этого синдрома являются однообразные, стереотипные движения рук, не носящие целенаправленного характера.
4. Детский психоз. Характерны стереотипии в поведении, коммуникативные расстройства, нарушения социального поведения. Речь неясная, иногда представляющая собой бессмысленный набор слов. Могут застывать на месте, как куклы.
5. Атипичный аутизм. От обычного аутизма отличается отсутствием какого-либо одного из «триады» основных признаков.
Коррекция больных с РАС
В процессе комплексной коррекционной работы можно достичь купирования негативных проявлений РАС и включения ребенка в социум. Комплекс реабилитационных мероприятий состоит из следующих направлений:
-
Психологическая коррекция - опирается на широкий спектр методик, из которых мировое признание и наибольшее распространение получили программы АВА-терапия и ТЕАССН.
-
Нейропсихологическая коррекция - комплекс занятий, состоящий из дыхательных, мимических, глазодвигательных упражнений, способствующих развитию коммуникативной и когнитивной сфер.
-
Психосоциальная терапия - работа с ребёнком по формированию умственных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для дальнейшей социальной адаптации по мере взросления ребёнка с РАС.
-
Логопедическая коррекция - ориентирована на развитие слухового внимания, фонетического и речевого слуха, формирование словарного запаса.
-
Медикаментозная коррекция может помочь при некоторых формах аутизма. По соответствующим показаниям врач назначит ноотропы, витамины группы В, препараты психотропного ряда, иногда могут понадобиться противоэпилептические средства.
-
Работа с семьей и окружением ребёнка. Данный вид коррекции чрезвычайно важен и направлен, в первую очередь, на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи. Зачастую родители детей с РАС также нуждаются в психотерапевтической поддержке и программе специальных тренингов, направленных на понимание проблемы, реальность её решения и осмысленность поведения в сложившейся семейной ситуации.