Познавательное развитие ребенка базируется на его чувствах.
При этом эмоции отражают заинтересованность малыша и влияют на его познавательную активность. Так, отрицательные переживания нежелание изучать окружающий мир, а положительные эмоции наоборот – способствуют активизации познавательного интереса ребенка. Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача близких ребенка – помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать.
Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
- познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
- развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
- усилить глубину и устойчивость чувств;
- разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Игра 1. «Веселые мартышки».
Задачи игры:
Взрослый, читая стихотворение, сопровождает свои слова движениями. Дети за ним повторяют.
- развитие подражательной способности;
- эмоциональная разгрузка от излишних переживаний, проявление веселья и радости.
Взрослый, читая стихотворение, сопровождает свои слова движениями. Дети за ним повторяют.
Мы – веселые мартышки. Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. И друг другу, даже, Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, Хвостик на макушке. Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я цифру «три», Все с гримасами - замри. |
Хлопают в ладоши. Топают ногами. Надувают щеки. Прыгают на носочках. Показывают языки. Прыжок. Крутят пальцем у виска. Руками оттопыривают уши. Помахать рукой у макушки. Открывают рот. Делают любые гримасы. Замирают с гримасой. |
Можно сфотографировать лицо каждого ребенка. Потом посмеяться всем вместе. Поговорить, кто, какую и зачем состроил такую гримасу.
Три прозрачных стакана с водой, кусок грязи или глины, блестки рассыпчатые (например, для ногтей), игрушка Би-Ба-Бо (на руку).
Ход игры:
Проводится веселая и наглядная беседа:
Кроме того, что с ребенком проигрываются эмоции, данное задание позволяет весело повторить буквы. При этом другим буквам могут быть характерны такие эмоции:
Игра 2.
Задачи игры:- познать сущность эмоциональных состояний.
Три прозрачных стакана с водой, кусок грязи или глины, блестки рассыпчатые (например, для ногтей), игрушка Би-Ба-Бо (на руку).
Ход игры:
Проводится веселая и наглядная беседа:
Взрослый: | Это кто? | Показывает игрушку. |
Ребенок: |
Белочка Дуня. |
|
Взрослый: | Привет-привет. | Здоровается за белочку. |
Ребенок: | Привет. |
|
Взрослый: | Посмотри, какая сегодня Дуня спокойная, у нее все хорошо. Настроение у нее хорошее, похоже на чистую воду. Мысли у нее ясные, ее ничего не беспокоит. | Показывает стакан с водой. |
Ребенок: | Да. |
|
Взрослый: | А вчера Дуня была на каруселях и в аквапарке. Ей было очень весело. Вот так. | В другой стакан с водой бросает блестки и перемешивает их. |
Ребенок: | Да. | Помогает с блестками. |
Взрослый: | А иногда она бывает грустной, когда ее кто-то обидел. И мысли ее становятся такими же грустными. | В другой стакан с водой бросает грязь и перемешивает. |
Ребенок: | Да. | Ребенок помогает. |
Взрослый: | А какое у тебя сейчас настроение. Покажи. | Предлагает стакан ребенку с чистой водой, блестки и грязь. |
Ребенок: | Выполняет задание. |
|
Взрослый: | Может помогать наводящими вопросами и подсказками. |
|
Кроме развивающего данное задание можно охарактеризовать, как диагностическое. Т.к. с его помощью всегда можно определить какое настроение у малыша.
Мусорное ведро, фломастеры, бумага.
Ход игры:
Ребенку предлагается нарисовать все плохое и выкинуть это, скомкав, в мусорное ведро. Можно рисовать: слезы, дождь, занозу, плохой сон, крик и прочие возможные переживания. Абстрактные понятия взрослый может помочь изобразить ребенку.
Данная игра является психокоррекционной, т.е. хорошо избавляет от страхов и других негативных переживаний.
Нарисованные буквы.
Ход игры:
Ребенку предлагаются по одной картинки с буквами. Каждая буква обсуждается:
Игра 3. «Мусорное ведро».
Задачи:- познать сущность эмоциональных состояний;
- разгрузиться от излишних переживаний.
Мусорное ведро, фломастеры, бумага.
Ход игры:
Ребенку предлагается нарисовать все плохое и выкинуть это, скомкав, в мусорное ведро. Можно рисовать: слезы, дождь, занозу, плохой сон, крик и прочие возможные переживания. Абстрактные понятия взрослый может помочь изобразить ребенку.
Данная игра является психокоррекционной, т.е. хорошо избавляет от страхов и других негативных переживаний.
Игра 4. «Жалеем».
Задачи:- познать сущность эмоциональных состояний;
- развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций.
Нарисованные буквы.
Ход игры:
Ребенку предлагаются по одной картинки с буквами. Каждая буква обсуждается:
Взрослый: | Посмотри, какая буква. Она веселая? | Показывает букву А. |
Ребенок: | Нет. |
|
Взрослый: | А давай она будет радоваться. | Дорисовывает ей глазки и улыбающийся ротик. |
Ребенок: | Давай. |
|
Взрослый: | А покажи, как ты радуешься? |
|
Ребенок: | Улыбается. | |
Взрослый: | А это, какая буква? | Показывает букву О. |
Ребенок: | О. |
|
Взрослый: | Посмотри, как она умеет удивляться. | Дорисовывает ей глаза. |
Ребенок: | Да. |
|
Взрослый: | А как ты умеешь удивляться? |
|
Ребенок: | Удивляется. | |
Взрослый: | Молодец! |
|
Кроме того, что с ребенком проигрываются эмоции, данное задание позволяет весело повторить буквы. При этом другим буквам могут быть характерны такие эмоции:
- У – капризуля, упрямица;
- И – плакса, всегда плачет;
- Ы – страшилка, любит всех пугать;
- Э – нехочуха, ничего не хочет, ни кушать, ни ногти подстригать.
Успехов Вам и малышу.
Зонтова О. В., Санкт-Петербург
Директор Центра интегрированного обучения «РОСТ»,
Преподаватель Российского Государственного
Педагогического Университете им. А.И. Герцена
Директор Центра интегрированного обучения «РОСТ»,
Преподаватель Российского Государственного
Педагогического Университете им. А.И. Герцена