Коррекционная работа с нарушениями слуха

Коррекционная работа с нарушениями слуха
Задать вопрос
Хотите узнать больше? Спросите нас! 

Коррекция слуховых нарушений у детей первых лет жизни имеет очень большое значение для их адаптации в условиях современного общества.

Благодаря достижениям современной медицины, выявить патологию органов слуха можно даже у новорожденных. При своевременном, то есть как можно более раннем, начале коррекционной работы, ее правильном и систематическом проведении, у большинства детей, несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, к 3-5 годам формируется развернутая фразовая речь, а уровень не только речевого, но и общего развития приближается к тому, который имеют в этом возрасте слышащие дети.

Коррекционная работа с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям:

l организация комплексной диагностики;
l составление индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка;
l формирования особенной коррекционно-педагогической среды в условиях семьи.

Программы по обучению и воспитанию

Для всестороннего, полноценного развития ребенка и его социализации, в коррекционной работе принимают участие специалисты разного профиля - врачи, сурдопедагоги, логопеды, психологи, социальные педагоги. Разработаны специальные программы «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» и «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», в соответствии с которыми ведется коррекционно-воспитательная работа по подготовке детей к дальнейшему обучению в условиях специализированной школы или общеобразовательной школы в системе инклюзивного образования. Программы рассчитаны на 5 лет обучения и содержат необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса по разным направлениям педагогической работы с каждой возрастной групой детей.

Груповые и индивидуальные занятия по коррекционно-воспитательной работе заключаются в:

l обучении способности воспринимать и произносить звуки;
l развитии понимания устной речи;
l расширении словарного запаса;
l формировании грамматики будущей речи.

Одновременно проводятся занятия по обучению грамоте - чтению и письму. Обязательным условием на всех видах занятий является использование остаточного слуха детей, который усиливает специальная аппаратура - слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Коррекционное обучение проводится в специализированных дошкольных учреждениях - яслях и детских садах для детей с нарушениями слуха. В них дети находятся с 2 до 6 лет, а с 6 лет - обучаются в школах для слабослышащих детей.

Очень важным условием коррекционно-воспитательной работы является обучение родителей правильному общению с глухим и слабослышащим ребенком, выполнению рекомендаций по его воспитанию и проведению специальной работы по формированию его речи.

Знание особенностей психологии и физиологии глухого или слабослышащего ребенка, выдержка и терпение, профессионализм и уверенность в успехе, а, главное, любовь к детям всех работающих с ними специалистов, обязательно помогут ребенку преодолеть барьер между ним и окружающим миром, слышать, разговаривать и полноценно развиваться наравне со сверстниками.