Психолог-игротерапевт
В Центре реабилитации слуха и речи «Тоша и Ко» каждый курс интенсивных занятий включает игротерапию. Психолог-игротерапевт Центра Ольга Алексеевна Ваганова рассказала нам о том, в чем заключаются занятия с игротерапевтом, нужно ли родителям играть со своими детьми и в какие игры.
Игротерапевт – очень необычная профессия. Чем вы занимаетесь на работе?
Однажды мама ребенка, проходящего в «Тоше и Ко» реабилитацию, сказала мне: «Какая у вас хорошая работа – с детьми играть!» И это правда. Я тоже каждое утро думаю, что прекрасно устроилась – все люди идут работать, а я играть, еще и зарплату за это получаю.А если серьезно, то по образованию я психолог, в начале своей трудовой деятельности работала с детьми, имеющими нарушения общения. Занятия были комплексными, включающими дидактические и игровые упражнения. Придя в Центр «Тоша и Ко», я начала проводить чисто игровые занятия и, соответственно, стало больше погружаться и изучать эту сферу деятельности. Игра – глубокая составляющая жизни любого ребенка, это буквально его способ бытия. Даже если малыш очень ограничен в своих физических и интеллектуальных возможностях, имеет тяжелые нарушения в развитии, и, например, все, что он может – это только следить глазами, ребенок все равно будет играть, причем с большим удовольствием и желанием. Ведь только в игре он находится в комфортной для себя ситуации, когда его ничто не беспокоит. И одновременно малыш с удовольствием, без всякой конкретной продуктивной цели тренирует свою способность жить в этом мире. Вот в чем отличие простой игры от учебы – нет никакой поставленной задачи, ребенок просто наслаждается процессом.
В Центре «Тоша и Ко» вся деятельность по слухоречевой реабилитации построена именно на занятиях в форме игры. На них дети ходят с большим удовольствием. Приглашая ребенка на урок, наши педагоги говорят: «Пойдем, поиграем?» И в процессе занятия малыш не замечает, что его учат. Хотя в играх, которые сурдопедагоги и логопеды используют, всегда есть четко поставленная образовательная цель – эти игры, даже если не имеют четких правил и не требуют от ребенка дополнительного волевого усилия, все равно содержат обучающий компонент.
Специфика моей работы как игротерапевта заключается в том, что с детьми я играю не только в игры, развивающие слух и речь (хотя и в них тоже), а в обычные, в которые играют все дети на свете. Моя главная цель, в отличие от работы логопедов и сурдопедагогов, – развитие у детей эмоциональной сферы, навыков общения, желания делиться своим внутренним миром, обращаться к другим людям и находить с ними взаимопонимание. В игре каждый ребенок рассказывает о своем видении окружающего мира и отношении к нему.
Расскажите более подробно, какие именно игры вы используете в своей работе?
С детьми, которые приезжают на слухоречевую реабилитацию, мы играем в самые разнообразные игры. Часто бывает, что неслышащие с рождения дети по объективным причинам пропускают значимые эпохи игры. И очень важно их восполнить. Расскажу об этом подробно. Игровые эпохи хорошо описаны в книге И. Ю. Захаровой и Е. В. Моржиной «Игровая педагогика». Я советую ее прочитать всем родителям, для меня лично она является настольной.Выделяют три игровые эпохи – от рождения до года, с года до трех лет, от трех лет до возраста, когда ребенок идет в школу.
Первый год жизни посвящен непосредственному эмоциональному общению между матерью (или другими родственниками и близкими людьми) и ребенком. Это игры с эмоциями, выражениями лица, первыми звуками. Потешки, ритмы, прятки – простые детские игры, существующие в фольклоре разных стран мира. Это очень важный этап в жизни каждого ребенка. И если он его пропустил по причине того, что в младенчестве не было слуха, то на занятиях по игротерапии мы проходим, проигрываем этот этап заново, вне зависимости от возраста ребенка на момент начала занятий.
Во второй и третий год жизни ребенок осваивает предметно-манипулятивную деятельность. Он познает мир предметов вместе со значимым для него взрослым. Игра строится на том, что родитель или близкий человек комментирует действия малыша, его эмоции и чувства. Приведу пример.
Ребенок тянет руку или указывает на предмет и говорит: «Дай!» А мама ему отвечает: «Я поняла, ты хочешь лошадку, сейчас я тебе ее дам». Или малыш играет с пирамидкой, а мама говорит: «Ой, какое у тебя колечко! Какого оно цвета? Желтого!» Вот такая комментирующая речь насыщает ребенка интонациями, чувствами и пониманием предметного мира.
Это постепенный процесс. Ребенок, по сути, тратит два года жизни на то, чтобы научиться сначала манипулировать предметами, а потом освоить мир предметов взрослых.
После трех лет дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры. Они присваивают себе какую-то роль, становятся, например, мамами для кукол, поварами, варящими кашу, врачами, которые лечат пациентов – мишек, зайчиков и проч., или разыгрывают целые сюжеты с большим количеством игрушечных персонажей. В это время малыши начинают говорить, речь приобретает коммуникативную функцию, появляется потребность в общении со сверстниками.
В норме ребенок постепенно должен пройти все стадии игры, освоить предметы, речь, коммуникативные навыки. Но, как я уже говорила, к сожалению, некоторые дети «застревают» на том или ином этапе, не переходят дальше. Их развитие замедляется. Ведь как мы знаем, нельзя поступить в институт, не окончив школу. Так и здесь. Нельзя перейти на следующий этап, не пройдя предыдущий. И моя задача как игротерапевта – в ходе занятий бережно провести ребенка через все пропущенные стадии игр и, по возможности, подвести к периоду, когда он сможет спокойно и уверенно использовать речь, общаться с окружающими, сверстниками, учиться в школе.
Есть ли разница в играх для нормально слышащих детей и ребят, имеющих нарушения слуха и проходящих реабилитацию после кохлеарной имплантации или слухопротезирования слуховыми аппаратами?
Разница в играх есть на занятиях с логопедами, сурдопедагогами. Специалисты используют в работе такие игры, которые раньше были недоступны детям в силу того, что они не слышали. Начинают с игр на развитие реакции на звук. Для хорошо слышащего ребенка в норме они используются первые три месяца его жизни, максимум полгода. Малыш, играя и общаясь с мамой и близкими людьми, учится различать голоса, разные звуки дома и на прогулке, осознавать, приятны они ему или нет. Это так называемый первый звуковой опыт, и если он пропущен, то на занятиях специалисты его воспроизводят. Затем наступает время игр по обнаружению звука – есть он или нет. Если ребенок понимает, что звук есть, он сообщает об этом каким-либо движением, бросанием мячика или другими игровыми способами.
Моя же цель как игротерапевта – посредством игры сделать так, чтобы ребенок захотел применять в жизни свой слуховой опыт, приобретенный на занятиях с логопедами и суродпедагогами. Чтобы он в ходе игры, свойственной его этапу развития, активно использовал звуки и слова, причем сам, без указаний на этот счет со стороны взрослых.
Расскажите, как же это происходит?
С каждым малышом приходится выстраивать отношения на его уровне. Ребенок играет, я рядом начинаю с увлечением играть в те же игрушки, что и он. Постепенно налаживается контакт, моя машинка, например, делает интересные виражи или даже врезается в его машинку, и тогда малыш может непроизвольно сказать междометия «ай», «ой», то есть у него появляется желание поделиться своей эмоцией. Играя в дочки-матери, можно ненавязчиво показывать ребенку, во что я одеваю свою куклу, как я ее кормлю, проговаривая свои действия. Малыш начинает повторять за мной, и сам уже говорит своей кукле: «Ам» или может поругать ее: «Ай-яй-яй». Это происходит без инструкции и давления со стороны взрослого. Я не прошу, как это делают многие родители, сказать то или другое слово. Я просто заряжаю ребенка своей эмоцией, и он откликается, начинает сам «звучать». Так речь и общение развиваются естественным образом.
Был замечательный момент, когда мы играли с трехлетним мальчуганом, и к нему приехал на машинке гость. Я между делом спрашиваю: «Чего же вкусненького ты ему сейчас дашь? Смотри, вот у меня есть кекс и печенье». Ребенок подумал и ответил: «Сосиски». И вот так становится понятно, что он действительно меня слышит и откликается, отвечает, опираясь на свой опыт, что сосиски иной раз вкуснее печенья. И так начинается настоящий диалог, когда ребенок уже не выбирает из предложенного, а говорит свое мнение. Это очень важно для наших детей, приезжающих на реабилитацию.
Но ведь точно так же с ребенком могут играть и родители дома?
Конечно, но, к сожалению, не так много родителей играют со своими детьми. По моим наблюдениям, не больше 10 процентов пап и мам действительно с удовольствием и желанием играют с детьми. Особенно это касается малышей с нарушениями слуха. Недавно я спросила одну маму, проговаривает ли она свои действия и называет ли предметы во время общения и игр. И она призналась, что все и всегда делает молча. То есть, когда у нее родился первый малыш, и она сразу знала, что он не слышит, мама не говорила с ним, не видела в этом смысла. А потом этот же сценарий она непроизвольно повторила, родив второго ребенка. И хотя у него нет нарушения слуха, он также имеет речевую задержку, потому что мама мало говорит с ним.В то же время есть родители, которые, даже узнав, что ребенок не слышит, с самого рождения разговаривают с ним. С первых дней младенец видит и воспринимает эмоции на лицах взрослых, их артикуляцию, таким образом у него формируется направленность внимания на лицо, на эмоции. Впоследствии, когда у него появятся кохлеарные импланты или слуховые аппараты, ребенок быстрее начнет слышать и различать звуки маминого голоса, ведь у него уже есть опыт, с которым постепенно соединится приобретенный слух.
Конечно, перед родителями детей с нарушениями слуха стоит чуть более сложная и творческая задача – подобрать те игры, которые до момента имплантации или слухопротезирования помогут ребенку настроиться на эмоции взрослого человека, войти в доречевой контакт. И потом, когда малыш начнет слышать, это будет для него более естественно.
Но бывают и другие истории, когда родители после проведенной ребенку кохлеарной имплантации или слухопротезирования перестают с ним играть и все внимание, все силы бросают исключительно на занятия по развитию слуха и речи. К сожалению, это становится шагом назад. Без естественной игры дети, как правило, перестают двигаться вперед в развитии. На моих занятиях был такой мальчик, которому на момент нашей встречи уже исполнилось три года, а судя по его играм, ему было не более двух лет. Хотя в своем возрасте он вполне мог полноценно общаться, но этого не происходило, потому что его начали усиленно реабилитировать, учить, при этом игровая деятельность оставалась на месте, способность общаться не развивалась. И я советую родителям обязательно помимо занятий по слухоречевому развитию просто играть с ребенком, не требуя от него ничего и не заставляя его говорить. Не подталкивайте малыша, просто помогите ему осваивать мир в игре.
Вот несколько полезных советов родителям, касающихся игр.
- Играйте с детьми с самого раннего возраста, комментируйте все происходящее при взаимодействии с ребенком – его деятельность, потребности, эмоции и чувства. Так малыш учится проживать ситуации и осваивать мир.
- Научитесь ценить и слышать своего ребенка, постарайтесь понять, что он хочет донести через игру. Из книги И.Ю. Захаровой и Е.В. Моржиной «Игровая педагогика» узнайте, на каком игровом уровне находится ваш ребенок сейчас, чтобы не торопить события. Позвольте малышу пройти все этапы, ведь периодизация развития игры очень важна. Не раздражайтесь, если малыш не играет, а просто бросает игрушки. Это не значит, что он вредничает или хулиганит, это означает, что брать предмет и кидать – все, что он может на данном этапе развития, но для него именно это – игра и радость.
- Не ломайте замыслы ребенка, учитесь видеть их и подыгрывать малышу. Играйте в его игру и параллельно показывайте, что еще можно придумать с этой же ситуацией и персонажами. Небольшой шаг вперед – и из простой игры уже может вырасти что-то гораздо большее и интересное.
- Не навязывайте малышу свои игры и игрушки. Очень и очень часто взрослые предлагают ребенку сыграть, например, в пирамидку, но когда он надевает кольцо, тут же следует критика, что оно не того цвета или размера. У детей в таких случаях теряется интерес. Поэтому следует руководствоваться желаниями ребенка и выбирать те игрушки и игры, которые интересны ему, и в которые он хочет играть.
- Восхищайтесь навыками и умениями ребенка. Важно использовать не просто безликую похвалу «молодец», а сказать малышу, что вот это у него получилось особенно хорошо, интересно, необычно. Хвалите за успехи!
- Если вы не хотите играть со своим ребенком (а такие случаи есть, и их немало), не стоит себя заставлять. Игра не должна быть в тягость. Лучше найти в ближайшем окружении человека, который будет делать это с удовольствием и радостью: бабушку, дедушку, старшего брата или сестру.
- Помните, что ребенку важно преобрести первый игровой опыт, играя со взрослым или детьми намного старше его, которые могут подстроиться под игру ребенка. В дальнейшем этот опыт поможет ему выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками.
Следуйте за желаниями своего ребенка, и тогда игра будет веселой, интересной, захватывающей и полезной как для общего, так и для слухоречевого развития малыша!
Беседовала Марина Индык