Мы начинаем публикацию уникального материала, предоставленного Эмилией Ивановной Леонгард, в котором она рассказывает об особенностях обучения дошкольников чтению, о том, какие проблемы у них возникают в этом непростом процессе и какие педагогические приемы могут помочь малышам освоить грамоту.
Сурдопедагогу, автору методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха, кандидату педагогических наук Эмилии Ивановне Леонгард в апреле 2022 года исполнилось 88 лет. Несмотря на весьма преклонный возраст, она продолжает активно трудиться. Так, например, в прошлом году Эмилия Ивановна возглавила направление слухоречевого развития сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков». Кроме этого, она – постоянный гость Центра развития слуха и речи «Тоша&Со», где на встречах с родителями рассказывает о важности участия родителей в слухоречевой реабилитации кохлеарноимплантированных детей, показывает упражнения, которые с ними можно и нужно выполнять дома, между курсами работы с педагогами Центра.
Дошкольники с нарушением слуха – это очень большая, неоднородная по слуховому возрасту, состоянию слуха, виду слухопротезирования, уровню слухоречевого развития группа. В соответствии с диагнозами к ним относятся как глухие дети со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, так и слабослышащие пользователи аппаратов; как слухопротезированные моноурально, так и бинаурально. По развитию – и еще не говорящие дети, и только начинающие говорить, и говорящие. При этом конечная цель абилитации и реабилитации для всех детей общая: они должны владеть речью в устной и письменной формах, самостоятельно общаться с окружающими в любой ситуации, иметь профессию, стать полноценными членами социума, то есть соответствовать его моральным и этическим нормам.
К этому результату специалисты приходят разными путями, используя различные методики. Какое место в этом процессе принадлежит чтению в дошкольном возрасте?
Когда мы употребляем слово «чтение» в отношении глухих/слабослышащих детей дошкольного возраста, мы имеем в виду, по крайней мере, два процесса: умение озвучивать письменный текст, т. е. технику чтения, и понимание прочитанного, что является самым главным. Чтение – это сложный когнитивный процесс, в нем непосредственно участвуют высшие психические функции.
Итак, все начинается с обучения технике чтения. В мире существуют разные концепции обучения и, соответственно, различные практики их реализации. В статье будет представлен метод, успешно зарекомендовавший себя при использовании в течение более полувека, который является элементом слухоречевого метода.
Обучение осуществляется в два этапа:
- этап глобального чтения;
- этап аналитического чтения.
Глобальное чтение
Время доказывать необходимость раннего обучения чтению детей с нарушением слуха прошло, это очевидно всем. Но приступать к этому процессу можно лишь тогда, когда созданы определённые условия для восприятия ребенком необычных символов – наборов букв. Рассмотрим эти условия абилитации детей первого года обучения, начиная с третьего года жизни. В этом возрасте ребенок умеет сопоставлять парные (т. е. совершенно одинаковые) игрушки/предметы, игрушку/предмет и картинку, которая во всех деталях аналогична игрушке, а также парные картинки. Кроме этого, он умеет складывать разрезные картинки с постепенно увеличивающимся количеством частей, обнаруживать отсутствие какого-либо объекта на одной из почти одинаковых сопоставляемых картинок и тому подобное. Эти умения дети приобретают в интересной деятельности, и их наличие свидетельствует о готовности детей к восприятию письменной речи.
В обучении используются таблички (некоторые называют их плакатиками) с написанными на них изолированными словами (существительными, глаголами, междометиями), словосочетаниями, предложениями.
Ширина каждой таблички составляет 4,5-5,5 см, длина – не менее 20 см; буквы имеют один размер – 3 см. Все слова пишутся печатными буквами, все буквы одноцветные – черные. Расстояние между буквами постоянное. Расположение слов на табличках однотипное, слова пишутся с отступом 0,5 см от верхнего края таблички.
К моменту включения в жизнь ребенка письменной речи он уже накопил некоторый словарь самостоятельной и понимаемой речи. Часть активного словаря составляют лепетные и «усеченные» (неполные) слова, но большую часть – полные. На табличках слова пишутся только в полной форме. Табличка может включать от одного до четырех-пяти слов. Произношение многих из них может быть приближенным: одни (пока «трудные») звуки ребенок заменяет другими, но не снижающими внятность речи.
Письменная форма речи вводится только для тех слов, которыми ребенок пользуется сам, значение которых он понимает на основе слухозрительного и слухового восприятия, а предметы и явления, ими обозначаемые, ему интересны. Незнакомый облик – табличка – «накладывается» на уже имеющийся слухозрительный образ слова. Таким образом, обе формы одновременного обозначения ситуации ребенку понятны. Это происходит потому, что в его поле зрения оказывается одновременно и табличка, которую взрослый держит на уровне подбородка, и естественная артикуляция взрослого, голос которого он слышит. Дошкольнику ясно, что этот новый объект (табличка) относится к той же игрушке, о которой говорит взрослый.
Ребенок, как правило, вторит взрослому сопряженно (говорит одновременно со взрослым) или отраженно (с опозданием на несколько секунд). Но взрослый не только произносит слово – его указательный палец синхронно движется под словом слева направо (с позиции наблюдающего ребенка). Таким образом, взрослый с самого начала организует направление движения взгляда ребенка при чтении. Произношение взрослого при этом всегда естественное, без акцентирования внимания ребенка на той или иной букве. Табличка помещается рядом с игрушкой, с которой играет малыш.
В дальнейшем появляются новые таблички, и какое-то время процедура повторяется. Но постепенно ситуация усложняется: с помощью взрослого ребенок приучается во время чтения самостоятельно продвигать свой пальчик под словом слева направо, и взгляд дошкольника следует за движением пальца.
Таким образом, в ситуации обучения глобальному чтению написанное слово реализуется ребенком в виде синхронного акта: оно становится не только произносимым и слышимым, но и видимым, и моторным, и осмысленным.
Но на этом этапе еще нельзя говорить о самостоятельном понимании ребенком значения письменного слова: ведь, предъявляя табличку, взрослый называет это слово, и, таким образом, ребенок воспринимает его и слухозрительно. В таких условиях очень трудно сказать, на что он ориентируется – на письменный текст или на устную речь. Поэтому после накопления небольшого количества табличек с хорошо знакомыми словами взрослые перестают сопровождать предъявление таблички произнесением написанного слова. Ребенок получает табличку, читает-озвучивает ее, самостоятельно соотносит с предметом и каким-либо образом действует с ним.
Количество табличек увеличивается, они активно используются в быту, в общении, на занятиях. Дети находят по табличке игрушку, реальный предмет или картинку, с которым потом будут действовать. По письменному слову дети выполняют действия: бегают, прыгают, танцуют, рисуют, лепят, одеваются, идут на прогулку, выполняют гигиенические процедуры и т. д. Пользуясь табличками, дети дают задания друг другу. И каждый раз, выбрав или получив табличку, ребенок сначала ее обязательно озвучивает, а затем действует.
Письменная речь становится естественной составляющей жизнедеятельности и глухих, и слабослышащих дошкольников, включая кохлеарноимплантированных, на первом году обучения.
Запоминание слов в письменной форме требует многократного использования табличек в различных ситуациях. Это происходит как в процессе живого общения, так и на занятиях. Постепенно у детей накапливается словарь письменной речи. Количественная и качественная оценка уровня запоминания слов осуществляется по критериям кратковременной и долговременной памяти.
Кратковременная память характеризуется тем, что ребенок понимает значение слова («помнит» слово) только в какой-либо одной ситуации (например, слово «полотенце» – только в ванной комнате; «надень шапку» – около вешалки; «мяч» – в игровом уголке и т. д.). При долговременной памяти малыш узнает слово по табличке и произносит его в любой ситуации, даже неожиданной («вне ситуации»): понимает значение слова «мыло» на улице; слова «дерево» – в комнате; слова «спи» – на прогулке (воспитывается чувство юмора!); задания «сними шапку» – в ванной.
В этот период глобального чтения происходит и обучение маленьких детей письму, и тоже глобальному, то есть начинается процесс обучения грамоте. Это конец первого – начало второго года обучения. А грамота, как известно, – это умение читать и писать.
Глобальное чтение увеличивает время пользования устной речью, оно способствует обогащению лексики, присвоению детьми элементарных грамматических конструкций, расширяет кругозор детей, способствует развитию памяти, прививает интерес к книгам с картинками и короткими подписями печатными буквами. Таблички становятся для ребят естественным элементом интерьера квартиры и группы в детском саду. Глобальное чтение создает качественную базу для безболезненного перехода детей к аналитическому чтению.
Продолжение статьи можно прочитать тут: ЧАСТЬ II